Сегодня ставить законодательные эксперименты над адвокатурой не стоит. Потому что мы — единственный в стране институт, который доказал независимость, аполитичность и эффективность своей деятельности в системе правосудия.
Такое мнение высказал председатель ВКДКА Сергей Вилков в связи с предложением руководителя Комитета ВР по вопросам правовой политики Андрея Костина реформировать квалификационно-дисциплинарные комиссии адвокатуры, передает «Закон и Бизнес».
Напомним, нардеп в интервью одному из СМИ заявил, что сегодня следует повышать доверие к дисциплинарным органам адвокатуры, в частности, за счет включения в их состав работающих судей и судей в отставке. В качестве примера он привел квотный принцип формирования Высшего совета правосудия и КДК прокуроров, куда входят и адвокаты.
«Весьма странным выглядит предложение главы парламентского комитета, к обязанностям которого отнесена оценка законопроектов и проектов других актов Верховной Рады Украины на предмет соответствия Конституции Украины», — отметил С.Вилков
Он напомнил экс-заместителю председателя совета адвокатов Одесской области о том, что статья 131-2 Конституции Украины гарантирует независимость адвокатуры, которая является негосударственным самоуправляемым институтом. И одним из инструментов реализации этой гарантии является адвокатское самоуправление, которое определяется профильным законом как «гарантированное государством право адвокатов самостоятельно решать вопросы организации и деятельности адвокатуры».
«Очевидно, в своем стремлении повысить доверие к дисциплинарным органам адвокатуры наш коллега, который после политической каденции скорее всего вернется к адвокатской практике, почему-то забыл эти основополагающие положения. Видимо потому, что смешал негосударственный самоуправляемый институт с государственными органами, — предположил председатель ВКДКА. — В то же время самоуправление и независимость адвокатуры от государства была краеугольным камнем Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» 2012 года, который учел выводы Венецианской комиссии по поводу подготовки проекта.
В состав КДКА до 2012 года уже входили представители Минюста и органов местной власти. Но модель адвокатуры в действующем законе основывается именно на максимально широком самоуправлении и независимости от государственных органов. Одним из элементов было то, что КДКА образуются самими адвокатами и только из числа адвокатов.
Принятие нового закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» было тесно связано с обязанностью Украины защитить на законодательном уровне юридическую профессию и учредить профессиональную ассоциацию адвокатов. Впервые об этом говорилось в п.11 заключения №190 (1995) ПАСЕ относительно заявки Украины на вступление в Совет Европы. Через 15 лет об этой обязанности нам напомнили еще раз, оценивая функционирование демократических институтов в нашей стране (п.7.3.6 резолюции №1755 (2010) ПАСЕ).
«Эффективность действующей модели в полной мере была продемонстрирована на примере попыток чиновников из Администрации предыдущего президента протянуть печально известный проект № 9055, которым хотели перезагрузить неудобное для кого-то адвокатское самоуправление, — отметил С.Вилков. — И тогда благодаря активному противостоянию профессионального сообщества удалось доказать независимость института в условиях давления государства. Получили бы адвокаты победу при «государственных квотах» в их представительных органах — вопрос политико-риторический».
«Еще одним вопросом без ответа является то, возможно ли повышать доверие за счет системы, которая не пользуется доверием в обществе. Давайте вспомним, что согласно последним социологическим опросам, судебной системе совсем не доверяет или скорее не доверяет 77,5% граждан. По крайней мере таковы результаты исследования Центра Разумкова, который проводился в начале июля этого года, — отмечает председатель ВКДКА. — Поэтому убежден, что ставить законодательные эксперименты над адвокатурой (а именно так можно охарактеризовать рассуждения нардепа) не стоит. Потому что мы — единственный в стране институт, который доказал независимость, аполитичность и эффективность своей деятельности в системе правосудия».
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!