С 19 апреля вступают в силу новые нормы закона «О публичных закупках» и изменения в некоторые другие законодательные акты, которыми корректируется процедура публичных закупок.
Что изменится в этой области на практике, — проанализировал для издания «Закон и Бизнес» помощник адвоката АО Barristers Александр Шатный:
— Изменения начинают действовать формально с 19 апреля 2020 года, но согласно условиям переходного периода их действие откладывается на определенный период. Что это значит? Что пока кардинально ничего не меняется, а иногда является просто формальной ширмой для продолжения той самой игры заказчиков со своими поставщиками. Ярким примером является введение нового понятия уполномоченного лица закупок, которому должны передаться функции от тендерного комитета проводить закупки.
Второй момент — сегодня действуют еще старые положения закона и до момента введения в действие изменений большинство заказчиков успеют на 2020 год подписать договоры в рамках старых порогов и процедур. Плюс к тому, заказчик вправе пролонгировать на часть суммы этот договор и в следующем 2021 году. Соответственно объективно можно считать, что изменения в 2020 году вообще никак не отразятся на публичных закупках, а все будет устойчиво работать в штатном режиме.
Введение нового критерия «финансовой способности» негативно повлияет на процедуру и, как следствие, будет происходить растрата государственных средств, поскольку это искусственно ограничивает конкуренцию.
Государственная аудиторская служба Украины продолжает бездействовать в своих полномочиях по мониторингу закупок. В большей степени все сводится к проверкам районного управления образования или больницы самого низкого уровня и прекращении схем на копеечные закупки.
Заказчики уже научились вводить на практике не дискриминационные, но сложно выполняемые пункты в тендерную документацию. Например, получить рекомендации от своих бывших контрагентов в количестве не менее 5 штук, которые будут содержать в тексте ссылки именно на эту конкретную процедуру. То есть, представляете, что ваша фирма-контрагент уже закрыла договор и постоянно требует от вас дать снова и снова рекомендацию для какого-то тендера? А если это касается допороговых закупок, то там вообще сумма торгов такова, что немного поставщиков будут заходить на торги. И происходит закупка таким образом, что заходит один единственный участник с максимальной ценой и его объявляют, конечно, победителем. На такие случаи Антимонопольный комитет закрывает глаза и говорит, что это не дискриминация.
Поэтому, можно лишь констатировать, что ничего в 2020 году вообще не изменится в сфере публичных закупок и изменения начнут хоть как-то отражаться на реальной экономике, не раньше, чем через несколько лет, если, конечно, законодатели не придумают еще каких-то изменений, чтобы отсрочить или отменить их. Хотя, проанализировав подробно эти изменения, можно утверждать, что ничего действительно кардинально нового и такого, что ломает систему, нет. Поэтому, от этих изменений вообще никакого толку не будет.
Материалы по теме
Обновлен механизм контроля за госзакупками
13.04.2022
Автоматическая аннуляция тендерных контрактов без возврата гарантийных взносов нарушает права человека
в„–51 (1505), 19.12—25.12.2020
Как изменится процедура публичных закупок и c кого спросят за ее несоблюдение?
в„–44 (1446), 09.11—15.11.2019
Как заверения в прозрачности тендерных закупок можно превратить в конкурс «для своих»
в„–36 (1282), 01.09—09.09.2016
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!