Законопроект о расширении перечня лиц, которые могут осуществлять самопредставительство в суде противоречит общим нормам гражданского права.
К такому выводу пришел Комитет по конституционному праву, административному праву и прав человека, передает «Закон и Бизнес».
Ассоциация юристов Украины направила открытое обращение в Комитет Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики с просьбой внести соответствующие коррективы в законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно расширения возможностей самопредставительства органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других юридических лиц независимо от порядка их создания в суде» (№ 2261) ко второму чтению.
Эксперты Комитета АЮУ выражают свою озабоченность несовершенством предложенных норм и считают возможным смешение понятий «самопредставительства» и «представительства» юридического лица.
Как отметили в АЮУ, указанный проект Закона распространяет право представителя фактически на любое лицо, уполномоченное действовать от имени юридического лица на основании определенного документа.
Во-первых, это противоречит общим нормам гражданского права, согласно которым юридическое лицо в порядке самопредставительства действует через свои органы на основании уставных документов или закона, а не через других лиц, в частности, работников, действующих на основании трудового договора (контракта). Работник может представить интересы юридического лица только на основании доверенности, а следовательно в рамках отношений представительства.
Во-вторых, исходя из приведенной формулировки нормы, юридическое лицо может уполномочить любое лицо на основании доверенности представлять юридическое лицо в суде и считать это самопредставительством, а не представительством. Указанная ситуация возможна в силу того, что норма в законопроекте не содержит ни исчерпывающего перечня лиц, ни исчерпывающий перечень документов, на основании которых осуществляется самопредставительство.
При условии, что этим законодатель намерен пересмотреть теоретические основы института самопредставительства юридического лица — изменения должны носить системный характер и менять в первую очередь гражданское и корпоративное законодательство, а уже потом — процессуальное.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!