Что ждет судей и адвокатов
Сегодня, 18 октября, Комиссия по вопросам правовой реформы при Президенте Украины определилась с Концепцией совершенствования действующего законодательства о судоустройстве, статусе судей, судопроизводстве и смежных правовых институтах.
Основные положения документа, которий готовила рабочая группа по вопросам развития законодательства об организации судебной власти и осуществления правосудия Комиссии по вопросам правовой реформы, изданию «Закон и Бизнес» рассказал член этой комиссии, адвокат Александр Дроздов.
По его словам, Концепция содержит ряд следующих блоков:
1. Судоустройство и статус судей. Этот блок направлен на совершенствование организации судебной власти Украины, пересмотр основ кассационного судопроизводства. Вместе с тем, есть ряд предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности Высшего совета правосудия и дисциплинарной ответственности судей.
Предлагается, в частности, усовершенствовать процедуры квалификационного оценивания, унифицировать процедуру замещения вакантных должностей, улучшить доступность правосудия и ввести полноценный суд присяжных.
2. Судопроизводство. Это направление разработчики посвятили вопросам расширения способов альтернативного (внесудебного) и досудебного урегулирования спора; совершенствованию механизма урегулирования спора с участием судьи, введение института изготовления судом неполного (сокращенного) решения; оптимизации института совещательной комнаты и стадии изготовления решения в целях процессуальной экономии и повышения качества решений, пересмотра в процессуальных кодексах категории дел, которые рассматриваются коллегиально, с целью перехода на единоличное рассмотрение и просмотра в процессуальных кодексах категории дел, которые рассматриваются апелляционными или кассационными судами как судами первой инстанции.
Отдельно остановилась на проблемах оптимизации работы Большой Палаты Верховного Суда с целью обеспечения выполнения ею главной функции - рассмотрения межюрисдикционных споров и изменения подходов к законодательному регулированию кассационного рассмотрения, определение кассационной инстанции исключительно как «суд права», обеспечение выполнения кассационными судами главной функции - постоянства и единства судебной практики, установление процессуальных фильтров по возможности кассационного обжалования.
3. Смежные правовые институты. Здесь нашли свое отражение актуальные вопросы досудебного (внесудебного) разрешения споров, исполнения судебных решений и адвокатуры.
Более подробно А.Дроздов остановился на вопросах реформирования адвокатуры. Так предложено внести изменения и дополнения в законодательство, регулирующее адвокатуру и адвокатскую деятельность (Закон Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», процессуальное законодательство, другие законы), в частности, предусмотрев следующее:
- устранить необоснованные и чрезмерные полномочия государственных органов по регулированию и контролю за деятельностю адвокатов;
- расширить гарантии независимости адвокатов, усовершенствовать самоуправление и эффективность выполнения заданий;
- уточнить положение относительно видов адвокатской деятельности и прав адвоката при этом, в частности, расширение их профессиональных и обеспечения возможностей доступа в Единый государственный реестр (в частности, Единого государственного реестра досудебных расследований)
- конкретизировать основания и процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности с полным соблюдением принципов и норм, изложенных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (идея введения ответственности адвокатов за критику судебных решений в контексте требований статьи 10 усматривается недопустимым), уточнить условия обжалования решений о привлечении к дисциплинарной ответственности, ввести институт упрощенного дисциплинарного производства;
- уточнить условия (требования по образованию, профессиональный опыт и т.д.) и ограничение доступа к адвокатской деятельности, усовершенствовать процедуры проведения квалификационного экзамена, стажировки кандидатов, порядка ведения и содержания данных Единого реестра адвокатов Украины;
- усовершенствовать положение относительно организационно-правовых форм осуществления адвокатской деятельности;
- уточнить особенности отдельных видов адвокатской деятельности (организация предоставления бесплатной правовой помощи с учетом международных стандартов и позиции адвокатуры, законодательное закрепление гонорара успеха, представительство интересов публичных органов);
- урегулировать процессуальный статус и полномочия помощников адвоката;
- усовершенствовать организационные основы и гарантии деятельности органов адвокатского самоуправления, уточнить статус и полномочия Национальной ассоциации адвокатов Украины, принципов финансирования деятельности органов самоуправления;
- установить на законодательном уровне, что обновление законодательства об адвокатуре и адвокатской деятельности осуществляется профильными законами с учетом соответствующих международных стандартов и мысли адвокатуры.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!