Бюро финансовых расследований: орган узкой подследственности с широкими возможностями
В конце октября Верховная Рада планирует принять закон «О Бюро финансовых расследований» (проект №1208-2). Фактически создается новый силовой орган с очень широким спектром прав и низкой ответственностью перед обществом (как, впрочем, и у всех).
Сфера приложения усилий
В целом впечатление от проекта №1208-2 не очень позитивное. Как показывает практика, создание нового следственного органа само по себе дает нулевой положительный эффект. По сути БФР будет аналогом НАБУ, только с подследственностью в сфере некоторых экономических преступлений. Даже следователей назвали детективами: в одном лице — и следователь, и опер.
Однако, подследственность чрезвычайно узкая — незаконное обращение с подакцизными товарами (алкоголь, табачные изделия), подделка документов при государственной регистрации юрлиц, противодействие законной хозяйственной деятельности (читай — рейдерство), уклонение от уплаты налогов, доведение до банкротства, фальсификация финансовых документов, манипуляции с фондовым рынком, использование поддельных ценных бумаг, незаконный сбор и использование информации с коммерческой и банковской тайной, незаконное использование инсайдерской информации, незаконная приватизация.
Самые важные направления — уклонение от уплаты налогов и рейдерство. А в свете большой приватизации перспективная сфера — незаконная приватизация (в этом случае статья Уголовного кодекса будет нуждаться в серьезных правках). Хотелось, чтобы этими статьями все и ограничилось… И вот почему.
Что кроется в деталях?
Бюро не только борется с преступностью, но и формирует законодательные предложения, как это лучше сделать. Кто как не практик это сможет? Инициативы будут идти на Кабмин через министра финансов. Это конечно плюс.
БФР получает прямой доступ ко всем информационным базам. При желании хороший аналитик сможет многое рассказать о преступлении и его задокументировать. Однако в нашем государстве, тайна частной жизни не соблюдается, т.е. получим еще один источник для нарушения личного пространства человека.
Антимонопольный комитет, Фонд госимущества, а также все контролирующие органы обязаны самостоятельно передавать в бюро всю информацию о возможных нарушения как юридических, так и физических лиц. Эта опция делает БФР не просто следственным органом, реагирующим на заявления о преступлении, а мощным аналитическим центром. Будут ли решения приниматься по принципу «друзьям все, врагам закон» — вопрос.
Бюро сможет назначать проверки контролирующими органами. Государство часто живет по принципу «раз копают — виновен». Следовательно, ожидать объективной проверки не приходится. Опять-таки: почему не предоставить такие полномочия прокуратуре? Это, по сути, общий надзор, от которого раньше отказались.
По письменному запросу БФР не только государственные, но и правоохранительные органы должны будут предоставлять фактически неограниченную по содержания и объему информацию. Очевидно, подразумевается, что даже решение следственного суда о временном доступе не требуется. В том числе и для доступа к материалам уголовного производства. За нарушение — солидный штраф (не только за отказ, но и за неполный комплект документов, что будет элементом шантажа со стороны бюро).
Норма об анонимной подаче информации о преступлении, как метод для искоренения коррупции, воспринимается адекватно. Но предоставлять такую информацию по телефону, как предполагает проект, выглядит, мягко говорят, необоснованно.
Полномочия на грани разумных
Огромный минус, превращающий БФР в монстра и обещающий продолжение славной традиции «кошмарить» бизнес для личной наживы через «маски шоу», это возможность «на підставі відповідного рішення суду на строк до 10 діб опечатувати архіви, каси, приміщення (за винятком жилих) чи інші сховища, брати їх під охорону, а також вилучати предмети і документи у порядку, передбаченому Кримінальним процесуальним кодексом». Где 10 дней, там и год.
Далее цитата из проекта «На підставі рішення керівника бюро (його першого заступника та заступника, керівника територіального управління БФР), погодженого з прокурором, бюро має право отримувати від банків, депозитарних, інших фінансових установ, незалежно від форми власності, інформацію про операції, рахунки, вклади, правочини фізичних та юридичних осіб, яка необхідна для виконання обов’язків БФР». В условиях нашей правовой реальности это полное нивелирование банковской тайны. Забудьте о ней.
Такая опция как привлечение специалистов на платной основе для обеспечения полномочий бюро, взывает вопросы. А за что детективы получают зарплату? Речь явно не об оплате судебных экспертиз, а о серьезных суммах бюджетных средств для частных консалтинговых фирм.
Еще одно полномочие — «виступати як представник інтересів держави під час розгляду у закордонних юрисдикційних органах справ про захист прав та інтересів держави з питань, які стосуються виконання обов’язків БФР, а також залучати з цією метою юридичних радників, зокрема іноземних». Представительство интересов государства в судах — явно не функция следственного органа, а Минюста и прокуратуры. Иначе, зачем они все получают государственные деньги и создают управления по международной работе?
Привлечение юридических советников — сама по себе нормальная идея, но суммы гонораров могут измеряться сотнями тысяч долларов. Отсюда вопрос, зачем нам свои специализированные органы и почему не прокуратура берет на себя кураторство этими вопросами?
Независимый, но подконтрольный министерству
Важный момент, новый орган, по сути, будет подконтрольный министру финансов, а через него — Кабинету Министров, что институционально само по себе, не будет благотворно влиять на независимость проведения следствия. Хотя в проекте и декларируется независимость бюро от Минфина, одновременно с этим существует норма полностью это отрицающая. Так, министр «затверджує стратегічні програми діяльності та визначає пріоритетні напрями роботи бюро, шляхи виконання покладених на нього завдань та затверджує плани його роботи».
Будем надеяться, что это не планы по количеству привлеченных к уголовной ответственности.
А если сотрудники БФР позволят себе излишнюю самостоятельность, то Министерство сможет в любой момент заставить их принимать правильные решения, через подразделения внутреннего контроля, которые координируются министром.
Итого: создается новый силовой следственный орган, пока с узкой специализацией, изменение которой чревато негативными последствиями, в первую очередь — для бизнеса.
Для представителей бизнеса появление новой силовой структуры ничего хорошего не предвещает.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!