Восточную Европу не устраивает политика «упрощенного расширения»
Новая власть Украины, как когда-то югославский лидер Иосиф Броз Тито, избрала «внеблоковую» линию поведения. Евросоюз может и в дальнейшем проводить политику «упрощенного расширения». Однако Восточная Европа, балансирующая между Россией и Западом, нуждается в помощи. В странах европейского соседства (так называет их ЕС) историями успеха похвастаться не могут. Сначала на Грузию, затем на Украину, а еще недавно на Молдову ЕС возлагал большие надежды. Но они не оправдались.
А дело не в Европе
У Старого Света всегда была проблема — отсутствие энтузиазма со стороны ЕС в том, что касается дальнейшего расширения на восток. А недавно появилась новая — соревнование с Россией за «сферу привилегированных интересов» Москвы, как называет ее президент РФ Дмитрий Медведев. Однако следует отметить, что достаточно большую проблему представляют сами восточноевропейские страны.
Во-первых, это молодые государства, на независимость которых часто посягали после основания их в 1990-х гг. Они до сих пор слабы. Их независимость — результат распада Советского Союза. И хотя в некоторых из этих государств произошли революции, в большинстве из них советские элита и политиче¬ская культура укоренились глубоко. В этих странах налицо коррупция, для них норма, когда могучие кланы захватывают власть, а эффективность институций и способность проводить реформы находятся на очень низком уровне.
Во-вторых, их экономики довольно слабы. За исключением богатого энергоресурсами Азербайджана, в них мало месторождений, промышленность развита плохо, поэтому приходится довольствоваться сельскохозяйственным сектором. Постсоветские страны также зависят от платы за аренду своих ресурсов или от российских вторичных ценных бумаг. Например, Украина получает прибыль от транзита газа, а Беларусь — от переработки нефти. Многие из них продают сырье или целевые продукты. При этом экспортная конкурентоспособность зависит не столько от качества продукта, сколько от мировых цен на сырье. Две, пожалуй, самые успешные экономики региона — Беларусь и Азербайджан — наиболее далеки от модели ЕС. Их благосостояние связано не с внутренней политикой, а с месторождениями углеводородов (в Азербайджане) и российскими субсидиями (в Беларуси).
Эффект подражания, способствовавший реформам в Центральной Европе в 1990-х гг., уже не срабатывает. В отличие от кандидатов на вступление в ЕС, страны Восточной Европы и Кавказа не имеют особого стимула или не способны принять европейские правовые нормы и усовершенствовать систему ценностей.
В-третьих, хоть они, без сомнения, громко протестовали бы против такой характеристики, государства вроде Украины, по-видимому, скорее способны балансировать, чем присоединяться. Игра в балансирование между Россией и Западом позволяет элите оставаться у власти и сохранять олигархическую экономику, проводя полуреформы.
«Балансеров» заменить на «присоединенцев»
В сущности, лидеры таких стран — это современные Тито, которые не могут или не хотят выбирать между Европой и Россией. Однако и РФ, и Запад заинтересованы обеспечить игру в балансирование достаточными ресурсами, чтобы местные лидеры способны были дать отпор соперникам и оправдать отсутствие реформ.
Есть те, кто балансирует неохотно. Нынешняя власть Молдовы могла бы быть более проевропейской, если бы не видела, как Россия раньше воспринимала якобы прозападные правительства Грузии и Украины. Некоторые же играют в эту игру с наслаждением. Как ни парадоксально, но президент Беларуси Александр Лукашенко внезапно стал в этом плане чем-то наподобие регионального эталона.
ЕС может и дальше продвигать в регионе свою политику «упрощенного расширения», когда всех меряют одной меркой. Или может посодействовать превращению «балансеров» в желающих присоединиться к Евросоюзу.
Для изменения принципов стимулирования в таких маленьких странах, как Молдова, есть реальные перспективы. Однако ЕС должен признать каждую отдельную игру в балансирование и работать в рамках возможного, чтобы продвигать свои интересы.
Прежде всего Евросоюзу нужно работать над «финляндизацией» Украины, чья внешняя политика стала теперь официально «внеблоковой». Вступление в НАТО не стоит в повестке дня. Виктор Янукович достаточно быстро склонился в сторону России, но уже пришел к тому, что ему необходимы другие государства для балансирования с РФ. ЕС может принять и понять украинскую внешнеполитическую сдержанность, сосредоточившись на помощи в трансформации экономической и социальной структуры нашей страны и сохранении демократии.
Вторая стратегия — «сербизировать» Грузию. Как Сербию и Косово, Тбилиси нужно поощрять если не забыть о своих сепаратистски настроенных и провозгласивших независимость территориях, то по крайней мере отказаться от политики, в которой все сводится к возвращению священной земли. Таким образом, страна сможет сосредоточиться на внутренних реформах.
И наконец, ЕС должен «франконизировать» Беларусь. Политическая открытость маловероятна, но белорусская экономическая модель не сможет «выжить», если, по прогнозам, дефицит торгового баланса в этом году превысит $7 млрд (14% ВВП). Минск не в состоянии одолжить столько денег, чтобы покрыть его. Как в случае с Испанией времен Франсиско Франко, экономика Беларуси изменится, прежде чем это сделает А.Лукашенко. Что станет основой для быстрого развития, когда его не будет.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!