Сегодня политики активно обсуждают возможность роспуска новым Президентом Верховной Рады VIII созыва. Но в соответствии с ч. 5 статьи 90 Конституции полномочия ВР не могут быть досрочно прекращены гарантом в последние шесть месяцев срока его полномочий.
«Досрочные выборы Верховной Рады обсуждались как способ выхода из политического кризиса фактически с первого года работы парламента нынешнего созыва. Однако, несколько фальстартов отдельных заинтересованных сторон не стали катализатором этого процесса. И парламент доработал до последнего года своих полномочий», — напомнила председатель НААУ, САУ Лидия Изовитова, по мнению которой результаты президентских выборов радикально сместили политические акценты.
«С политической точки зрения логично, что победитель имеет право требовать досрочного прекращения полномочий Верховной Рады. Ведь в составе парламента у нового президента нет собственной фракции или группы. Очевидно, есть и другие мотивы для решения досрочно обновить законодательный орган. В том числе и уровень доверия, который фиксируют социологи, — убеждена она. — При наличии политической воли назначить досрочные выборы возможно, и эту возможность предусматривает Конституция. Предпосылки для старта этого процесса может создать позиция Киевского окружного административного суда по иску о бездействии парламентской коалиции. Отсутствие коалиции в течение 30 дней является одним из конституционных оснований для досрочных выборов».
Фокус дискуссии вокруг досрочной парламентской кампании сместился практически сразу к обсуждению крайней даты, когда новоизбранный президент может дать ранний старт выборов Рады.
Для определения конечной даты, до наступления которой Президент Украины может воспользоваться своим правом роспуска парламента, необходимо установить дату окончания полномочий Верховной Рады Украины, относительно которой и рассчитывается указанный выше шестимесячный срок, — подчеркивает председатель ОАСК Павел Вовк. — Согласно ч. 5 статьи 76 Конституции, срок полномочий ВР составляет пять лет. При этом, согласно ч. 6 статьи 79 Конституции полномочия народных депутатов начинаются с момента принесения присяги.
Именно на основании двух приведенных положений в СМИ распространяется утверждение о том, что новоизбранный Президент будет иметь возможность досрочно прекратить полномочия действующей Верховной Рады Украины исключительно к 27 мая 2019 году включительно, поскольку полномочия парламента VIII созыва всплывают 27 ноября 2019 г. (27 ноября 2014 действующие народные депутаты Украины приняли присягу).
Однако, отмечает П.Вовк, в соответствии с ч. 1 статьи 90 Конституции, полномочия парламента прекращаются в день открытия первого заседания Верховной Рады нового созыва. Соответственно, Основной Закон определяет, что ВР является полномочной не в течение пяти лет, рассчитанных в календарных днях, начиная со дня принесения присяги народными депутатами Украины, а в течение пяти лет, заканчиваются в день открытия первого заседания ВР нового созыва.
Согласно ч. 3 статьи 82 Конституции ВР собирается на первую сессию не позднее чем на тридцатый день после официального объявления результатов выборов. В то же время, в соответствии с требованиями статей 98-100 Закона «О выборах народных депутатов Украины», официальное обнародование результатов выборов должно состояться в течение 20 дней со дня голосования. Таким образом, принимая во внимание назначение очередных выборов в Верховную Раду Украины на 27 октября 2019 года, полномочия действующей Верховной Рады могут длиться и до 16 декабря 2019 г. (27 октября 2019 г. + 20 дней на официальное обнародование результатов выборов + 30 дней на открытие первой сессии новоизбранного Верховной Рады), то есть еще в течение 50 дней после дня выборов. А это будет предоставлять Президенту право прекратить полномочия парламента в срок до 16 июня 2019 года.
Председатель ОАСК отдельно проанализировал периоды, прошедшие между днем проведения выборов и началом работы Верховной Рады нескольких предыдущих созывов:
- VIII созыва: день голосования — 26 октября 2014 г., начало работы новой ВР — 27 ноября 2014 г. (32 дня);
- VII созыва: день голосования — 28 октября 2012 г., начало работы новой ВР — 12 декабря 2012 г. (45 дней);
- VI созыва: день голосования — 30 сентября 2007 г., начало работы новой ВР — 23 ноября 2007 г. (54 дня);
- V созыва: день голосования — 26 марта 2006 г., начало работы новой ВР — 25 мая 2006 г. (60 дней).
То есть, в среднем между днем проведения выборов народных депутатов Украины и днем открытия первого заседания вновь избранной Верховной Рады Украины проходит 48 дней, — говорит П.Вовк. — Принимая во внимание вышесказанное, вполне вероятным не только с теоретической, но и с практической точки зрения является сценарий, при котором полномочия действующей Верховной Рады могут длиться до 14 декабря 2019 года, то есть еще в течение 48 дней после дня выборов, что предоставляет Президенту право прекратить полномочия парламента в срок до 14 июня 2019 года.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!