«Конституция «Братьев-мусульман» обязала судей, прокуроров и адвокатов прислушиваться к мнению большинства богословов
В ходе референдума, проходившего в несколько этапов, египтяне большинством голосов одобрили проект новой конституции, подготовленный «Братьями-мусульманами» и президентом-исламистом Мухаммедом Мурси. Хотя в стране наконец появился основной закон, его принятие в нынешней редакции означает скорее начало противостояния в обществе, чем его окончание.
Документ, подготовленный и принятый в невероятной спешке на фоне затяжного политического кризиса, уже получил неофициальное название «Конституция «Братьев-мусульман». Фактически в разработке основного закона принимала участие только эта политическая сила (и в некоторой мере радикально настроенные салафиты). Остальные значимые партии и объединения бойкотировали работу Конституционной ассамблеи, поскольку считали нечестным порядок ее формирования, в результате которого все решения исламисты могли принимать самостоятельно, не учитывая мнение оппозиции.
Можно сказать, что новая конституция является очень странной конструкцией. За опрятным либеральным фасадом (разделение власти, ограничение сроков президентского правления и т.п.) кроется химера из исламских догм и государственного социализма.
Например, провозглашается полная свобода слова, однако есть запрет на оскорб-ление личности и наказание за это. Конечно, унижать людей плохо, но в египетском случае оскорбленные — это, как правило, чиновники и судьи, а их обидчики — почти всегда оппозиционеры и журналисты.
Свобода вероисповедания в Египте тоже будет несколько необычной. Отныне практиковать там можно лишь монотеистические религии. Но адептам Летающего макаронного монстра или Ктулху радоваться рано, список разрешенных религий прилагается: ислам, христианство и иудаизм. Буддистам, синтоистам, индуистам и прочим многобожникам отныне в Египте вообще не помолиться. О таком же явлении, как атеизм, здесь знают только понаслышке и о защите прав атеистов просто не думают.
Кроме того, «Братья-мусульмане» предусмотрительно запретили в конституции «оскорблять пророков и посланников [Бога]», что тоже грозит сложными коллизиями. Сами мусульмане, хотя и признают Моисея, Соломона, Христа и Деву Марию, расценивают их предполагаемые жизненные пути в ключе, который может показаться оскорбительным для иудаистов и христиан.
Кто в подобных случаях будет прав, а кто — виноват, нетрудно догадаться после прочтения второй статьи конституции, в которой ислам объявляется государственной религией, а шариат — основой юридической системы страны. Кроме того, в ст.219 сказано, что судьи, прокуроры и адвокаты в своей деятельности должны опираться на догмы суннитской ветви ислама и прислушиваться к мнению «большинства мусульманских богословов», то есть все тех же «Братьев-мусульман».
В основном законе много и других положений, которые можно толковать очень и очень широко. Например, права и свободы граждан гарантируются в части «О защите истинной природы египетской семьи». Однако возникает вопрос: имеет ли право на защиту со стороны государства жена, которую регулярно бьет муж, или такая защита будет противоречить правилам, тысячелетиями принятым в египетских семьях?
Неудивительно, что конституция, наполненная противоречиями и излишне обтекаемыми формулировками, вызвала бурю возмущения со стороны граждан, выступавших за создание в Египте политической системы по образцу западной демократии — без ссылок на шариат, «традиционные ценности», руководящую и направляющую роль «исламских богословов» и прочие средневековые прелести.
Светские городские жители, обладающие определенным уровнем достатка, — наиболее политически активная часть египетского общества — уже пообещали бороться за отмену и пересмотр ряда положений новой конституции. Шансы на успех у них есть.
Вообще, в Египте сейчас складывается очень странная политическая ситуация, при которой исламисты во главе с М.Мурси выступают едва ли не марионетками Запада: они готовы взять кредит МВФ и объявить о жесткой экономии, чтобы хоть как-то наполнить бюджет. При этом левые секуляристы, отвергающие западные рецепты спасения экономики, выглядят настоящими патриотами, не идущими на поводу у «капиталистов».
Конституция, фактически закрепившая главенствующее положение «Братьев-мусульман» в политике, на время даст исламистам фору, но во что выльется их странное противостояние с левыми, пока не ясно. С уверенностью можно сказать лишь одно: политическая борьба в Египте не прекратилась, она только начинается.
«Братья-мусульмане», попавшие под запрет в 1954 году, сейчас возрождают в Египте свою идеологию.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!