Проверки фактического проживания внутренне перемещенных лиц для получения ими социальных выплат нарушает права переселенцев и являются неправомерными.
К такому выводу пришел Кассационный административный суд в постановлении от 20.12.2018 по делу №826/12123/16, передает «Закон и Бизнес» со ссылкой на пресс-службу 7-го ААС.
Для того, чтобы внутренне перемещенному лицу назначили (восстановили) социальную выплату, он должен подать соответствующее заявление в орган, осуществляющий социальные выплаты на территории, где указанное лицо состоит на учете по месту его фактического проживания/пребывания. После этого работники органов социальной защиты осуществляют проверку фактического проживания переселенца. В случае, если по фактическому адресу такое лицо не проживает, то его должны лишить права на получение социальной выплаты. Суд указал, что такая проверка является неправомерной и нарушает права внутренне перемещенных лиц.
Так, судом первой инстанции признано недействительными пункты 7, 8, 9, 13 Порядка назначения (восстановление) социальных выплат внутренне перемещенным лицам и Порядок осуществления контроля за проведением социальных выплат внутренне перемещенным лицам по месту их фактического проживания/пребывания, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 8 июня 2016 № 365, и абзац 10 пункта 1 постановления Кабинета Министров Украины «Об осуществлении социальных выплат внутренне перемещенным лицам» от 5 ноября 2014 № 637.
Напомним, что указанными выше постановлениями было предусмотрено, что для назначения (восстановления) социальных выплат структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения проводит проверку достоверности указанной в заявлении информации о фактическом месте проживания/пребывания внутренне перемещенного лица. По результатам проведения проверки структурным подразделением по вопросам социальной защиты населения составляется акт обследования материально-бытовых условий семьи.
Коллегия судей кассационной инстанции согласилась с позициями судов первой и апелляционной инстанций, что установление дополнительных требований для ВПО, в частности из числа пенсионеров при получении социальных (в том числе пенсионных) выплат, указывает на наличие неровного поведения по сравнению с другими пенсионерами, что приводит к ограничению их возможности в реализации своего права, гарантированного государством на социальную защиту.
Таким образом, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что положения пунктов 7, 8, 9, 13 Порядка назначения (восстановление) социальных выплат внутренне перемещенным лицам и Порядка осуществления контроля за проведением социальных выплат внутренне перемещенным лицам по месту их фактического проживания / пребывания, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 8 июня 2016 №365, ограничивающих истца и других лиц, принадлежащих к ВПО в реализации их прав, в частности прав на пенсионное и социальное обеспечение, и являются такими, что приводят к косвенной дискриминации по признаку места жительства и пребывания на учете ВПО.
Итак, Кассационный административный суд указанным решением не допустил нарушение конституционных прав и свобод граждан.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!