Законники получили под елку не все заказанные презенты. Вознаграждения подождут до 2012-го
Итальянский политический деятель и писатель Никколо Макиавелли когда-то тонко подметил: любое изменение всегда пролагает путь другим изменениям. Его слова стали своеобразным лозунгом украинских реформаторов, которые почти год назад решили «сотрясти» отечественную Фемиду. И уже в конце мая 2010 г. «реставраторы» выдали на-гора «отшлифованные» правила, по которым, как они считали, должна дальше функционировать судебная система, — законопроект «О судоустройстве и статусе судей».
Новогодние подарки
Основные концептуальные изменения произошли осенью 2010 г.: был создан Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел, ликвидированы военные суды, в новом статусе начала работу Высшая квалификационная комиссия судей — как постоянно действующий орган.
Вступление в силу положений закона, реализация которых требовала значительных финансовых вливаний, было отложено до 1 января 2011-го — дня, когда страна начинает жить в соответствии с новым государственным бюджетом.
В первый день 2011 года законники должны были получить под елку четыре подарка: вознаграждения вместо заработных плат, введение автоматизированной систе¬мы документооборота, но¬вых главных распорядителей средств госбюджета и передачу «социалок» под опеку «административников».
Однако произошло не так, как было задумано. За неделю до Нового года парламентарии внесли изменения в закон «О судоустройстве и статусе судей», уменьшив за¬планированное количество подарков и существенно откорректировав некоторые из них.
Таким образом «неприкосновенным» и неизмененным законники получили лишь один презент — автоматизированную систему документооборота в обителях Фемиды. Ведь 1 января 2011 г., как и планировалось, вступили в силу некоторые подпункты «Заключительных положений» указанного акта относительно начала работы объективного и беспристрастного распределителя дел между вершителями правосудия.
На круги своя
Также у законников появились новые-старые распорядители средств госбюджета для финансового обеспечения их деятельности. Напомним: в законе «О судоустройстве» от 7.02.2002 функции главного распорядителя средств выполняли Верховный и Конституционный суды, высшие специализированные суды и Государственная судебная администрация (по¬следняя выделяла деньги другим судам общей юрисдикции, квалифкомиссиям, органам судейского самоуправления и себе).
В документе от 7.07.2010 реформирующие отечественную Фемиду дали право распоряжаться средствами всем судам общей юрисдикции, КС и ГСАУ. Последняя должна была заниматься финансами для ВККС, органов судейского самоуправления и Национальной школы судей.
Однако 23 декабря 2010 г. Верховная Рада приняла закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины», которым вернула все на круги своя. Как и по закону 2002-го, финансовые потребности судов общей юрисдикции, кроме ВС и высших специализированных, будет удовлетворять ГСАУ — ее опять назначили главным распорядителем средств для упомянутых обителей Фемиды.
Деньги — на здоровье
1 января должны были вступить в силу положения стст.129 и 130 закона от 7.07.2010 относительно судейского вознаграждения и помощи на оздоровление. Но 23 декабря прошлого года парламент опять отложил введение их в действие. На этот раз — до 1 января 2012 г.
Если бы не предновогодние изменения, то законники уже имели бы право на ежегодный оплачиваемый отпуск длительностью 30 рабочих дней с выплатой помощи (кроме вознаграждения) на оздоровление в размере долж¬ностного оклада. А тем вершителям правосудия, которые имеют стаж работы более 10 лет, предоставлялся бы еще и дополнительный оплачиваемый отпуск длительностью 15 календарных дней.
Интересный момент: ст.130 закона от 7.07.2010 относительно помощи на оздо¬ровление будет действовать лишь с 1.01.2012, а ч.5 ст.44 акта «О статусе судей» от 15.12.1992 относительно ежегодного отпуска и предоставления дополнительного оклада уже утратила действие. Но сегодня остается в силе постановление Кабмина №865 от 3.09.2005 «Об оплате труда и ежемесячном денежном содержании судей».
В нем речь идет о том, что мантиеносец, который захочет немного отдохнуть от осуществления правосудия, имеет право на материальную помощь (для решения социально-бытовых проблем) в размере, не превышающем среднемесячной зарплаты.
Вознаграждения вместо зарплат
Не следует забывать и о том, что еще год служители Фемиды будут получать зарплату по старым правилам. Ведь парламентарии, временно приостановив действие ст.129 закона от 7.07.2010 относительно судейских вознаграждений, продлили на год «жизнь» чч.1—4 ст.44 акта «О статусе судей».
Как и раньше, зарплата представителей третьей ветви власти будет состоять из должностного оклада, премий, доплат за квалификационные классы, надбавок за выслугу лет и других. Тогда как в ст.129 предусматривалось, что вместо зарплат вершители правосудия будут получать вознаграждения.
Вообще-то существенной разницы между вознаграждением и заработной платой нет, ведь сам законодатель определяет последнюю как «вознаграждение, исчисля¬емое в денежном выражении, которое владелец или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу».
Указанная статья определяет и четкую тарифную сетку вознаграждения, которое состоит из должностного окла¬да и доплаты за выслугу лет, пребывание на админдолжности, научную степень, а также работу, предусматрива¬ющую доступ к гостайне.
Пролонгация премий
Примечательно, что в документе от 7.07.2010 преду¬смотрено: судейское вознаграждение будет регулироваться только законами «О судоустройстве и статусе судей», «О Конституционном Суде Украины» и не может определяться другими нормативно-правовыми актами. Но этот механизм заработает лишь в 2012-м (да и то, если парламент опять не возьмется за реформирование и не «перекроит» Фемиду).
В настоящее же время вопрос материального обеспечения судей будет регулироваться, как и раньше, подзаконными актами, в частности постановлением Кабмина №865. Поэтому еще год служители Фемиды будут удовлетворяться старыми окладами, а также возможностью получения премий «по результатам работы, к государственным и профессиональным праздникам, юбилейным датам в предельном размере до 100% должностного оклада с учетом надбавки за квалифкласс в пределах средств, предусмотренных для премирования в смете соответствующего суда, и экономии средств на оплату труда».
К тому же постановление дает право на надбавки за выполнение особо важной работы в размере до 50% оклада с учетом доплаты за квалифкласс, за звание «За¬служенный юрист Украины» (15% оклада). Кроме того, в денежном эквиваленте оцениваются и квалифклассы вершителей правосудия. В частности, тем, кто имеет V класс, выплачивается 275 грн., ІV — 300 грн., ІІІ — 325 грн., ІІ — 350 грн., І — 375 грн., а высший — 400 грн.
А вот уже в 2012-м всех этих привилегий: премий, надбавок за «специфический» характер работы, квалиф¬класс, за звание «Заслуженный юрист Украины» — не будет.
Без перерасчета
Согласно ст.129 закона от 7.07.2010 должностной оклад служителей Фемиды из местных судов устанавливается в размере 15 минимальных зарплат и вводится поэтапно: с 1.01.2011 — 6 «минималок», с 1.01.2012 — 8, с 1.01.2013 — 10, с 1.01.2014 — 12, с 1.01.2015 — 15.
Должностные оклады других вершителей правосудия устанавливаются пропорционально окладу людей в мантиях из местных судов с коэффициентом 1,1 (судьи апелляционных учреждений), 1,2 (представители высших специализированных учреждений), 1,3 (законники из Верховного и Конституционного судов).
Поскольку эти нормы заработают лишь в 2012-м, то и указанные этапы нужно будет корректировать: либо в будущем году сразу приравнять оклад мантиеносцев к 8 «минималкам», либо завершить переход к 15 минимальным зарплатам не в 2015-м, а в 2016 г.
А пока оклады останутся старыми. Будет действовать норма постановления Кабмина №865, согласно которой «размеры окладов устанавливаются, исходя из размера минимальной заработной платы — 332 грн., и в дальнейшем при повышении минимальной заработной платы их перерасчет не осуществляется». Например, представитель столичного райсуда имеет оклад в размере 8 «минималок», то есть 2656 грн.
Работа «под грифом»
Частью 4 ст.44 закона «О статусе судей» предусматривается, что на ежемесячную надбавку за выслугу лет могут рассчитывать мантиеносцы: при стаже работы свыше 3 лет — 10%, свыше 5 — 15%, больше 10 лет — 20%, свыше 15 — 25%, больше 20 — 30%, свыше 25 лет — 40% от должностного оклада с учетом доплаты за квалифклассы.
Эта норма будет действовать и в 2011-м. Только в будущем году вступят в силу новые правила начисления упомянутых выше доплат. В законе от 7.07.2010 учтены выплаты и тем представителям третьей ветви власти, стаж работы которых — до 3 лет. А также не будет своеобразной уравниловки: сейчас судьи со стажем и 25, и 35 лет получают одинаковую надбавку — 40% оклада.
С 1 января 2012 г. все изменится. Служителям Фемиды будет выплачиваться ежемесячная доплата в размере: при наличии стажа ра¬боты свыше 5 лет — 15%, больше 5 — 20%, свыше 10 — 30%, больше 15 — 40%, больше 20 — 50%, свыше 25 — 60%, больше 30 — 70%, свыше 35 лет — 80% оклада. Кроме того, в будущем году судьям КС, которые впервые назначены на должность, будет выплачиваться ежемесячная доплата за выслугу лет в размере 5,5% за каждый год работы.
Примечательно, что законодатели не лишили вершителей правосудия поощрения за научную степень кандидата или доктора наук (15 и 20% оклада соответственно). Эта доплата предусмотрена постановлением Кабмина №865 и ст.129 закона «О судоустройстве и статусе судей», которая вступит в силу в 2012-м.
Также через год председатели судов дополнительно будут получать 10% оклада, а их заместители, секретари судебных палат, пленумов высших специализированных судов и ВС — 5%. Еще одним нововведением в 2012-м станет оплата труда, предусматривающего доступ к гостайне. Работа с документами с грифом «совершенно секретно» будет оцениваться в 10% оклада, а с грифом «секретно» — 5%.
Сквозь тернии к… «администра-тивникам»
Самый большой подарок в 2011-м должны были получить «административники». С 1 января им должны были передать выведенные из-под из гражданской юрисдикции споры по поводу «назначения, исчисления, перерасчета, осуществления, предоставления, получения пенсионных выплат, социальных выплат нетрудоспособным гражданам, выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию и других соцвыплат, соцуслуг, помощи, защиты, льгот, вещевого имущества, пайков или денежной компенсации вместо них».
Однако произошло это несколько раньше: 2 декабря 2010 г. парламент принял закон «О внесении изменений в раздел XII «Заключительные положения» закона «О судоустройстве и статусе судей» относительно передачи дел, связанных с социальными выплатами», который вступил в силу со дня опубликования — 30 декабря. Такому ходу событий способствовало решение КС по делу относительно подведомственности дел, связанных с «социалками» (к нему вернемся немного позже. — Авт.).
Вообще-то на долю «социалок» выпало немало испытаний. Так, в 2005 г., когда вступил в силу Кодекс административного судопроизводства, споры, связанные с социальными выплатами, «приютили» админсуды. 18 фев¬раля 2010 г. парламент, преодолев вето Президента, принял закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно подведомственности дел, связанных с социальными выплатами». Эту категорию дел отдали «цивилистам».
В марте 2010-го ВС обратился в КС с представлением относительно соответствия Основному Закону положений нормативного акта от 18.02.2010. 9 сентября того же года КС констатировал, что такими изменениями в КАС и ГПК «нарушен принцип специализации в судопроизводстве и сужены ранее установленные законом процессуальные права и гарантии лица, а механизм судебной защиты его прав стал менее эффективным и до¬ступным». Положения «обжалуемого» закона были признаны неконституционными и утратили силу.
Дела «на автомате»
Де-юре в первый день нового года на людей в мантиях ожидала новация — автоматизированная система документооборота в судах. Однако открытым остается вопрос, сможет ли этот механизм де-факто заработать в храмах Фемиды. Ведь на введение этой системы нужны достаточно большие средства.
Первопроходцами в применении новой системы были «административники». Напомним: в 2009 г. парламент порадовал их документом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно введения автоматизированной системы документооборота в административных судах», вступившим в силу 1 января 2010-го.
Цель этого акта была довольно благородной — обеспечить распределение дел с соблюдением принципов очередности и одинакового количества дел для каждого судьи. Но в результате законники столкнулись со многими проблемами.
Из-за отсутствия достаточного финансирования, материально-технических ресурсов, необходимых для функционирования системы автоматизированного распределения дел, возникла угроза прекращения работы храмов Фемиды. Тогда президиум Высшего админсуда взял на себя ответственность и дал рекомендации: суды, используя имеющуюся компьютерную базу, должны регистрировать, распределять дела, максимально придерживаясь принципов, заложенных в документе.
В конце 2010 г. Совет судей в соответствии с требованиями п.16 «Переходных положений» закона «О судоустройстве и статусе судей» утвердил Положение об автоматизированной системе документооборота суда, которое официально «постучало в двери» к вершителям правосудия 1 января этого года.
Новый документ определяет порядок функционирования данного механизма в судах общей юрисдикции, который должен обеспечивать, в частности, объективное и беспристрастное распеределение дел с соблюдением принципов очередности, достоверности, равного количества дел для каждого законника, с учетом их загруженности, специализации.
Теперь самое главное — чтобы судьям хватило сил и средств воплотить в жизнь все написанное на бумаге. Конечно, проблемы с выполнением поставленных целей будут. Без этого никак нельзя. Однако надеемся, парламентарии-реформаторы помогут мантиеносцам разобраться с нюансами, которые будут возникать во время реализации всех замыслов, и смогут компенсировать незапланированные расходы принятием более «отшлифованных» нормативных актов или внесением в законодательство крайне необходимых изменений.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!