Кабмин может получить право отправлять автомобили на утилизацию
Верховная Рада приняла в первом чтении законопроекты, касающиеся правил отправки транспортных средств на утилизацию и оплаты соответствующих услуг. Борьба за чистоту окружающей среды может привести к увеличению стоимости новых машин, а некоторые старые не разрешат эксплуатировать, их отправят на переработку.
Отслужили свое
На сегодня в нашей стране парк автомобилей является одним из самых старых в Европе. При этом в последние годы наметилась тенденция к увеличению среднего возраста автомобилей, находящихся в эксплуатации. Так, по состоянию на 1 января 2011 года в Украине он составлял 18,2 года.
Исправить такую ситуацию решили на законодательном уровне. Первым шагом стало принятие Верховной Радой за основу законопроектов «Об утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств» (№11259) и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уплаты экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств» (№11260).
Как объясняли инициаторы изменений — народные депутаты Ярослав Сухой и Валерий Крайний, необходимость закрепления на законодательном уровне порядка отправления транспортных средств на переработку предопределена рядом факторов, прежде всего отсутствием надлежащей инфраструктуры и необходимостью соответствовать европейским и мировым стандартам.
Проект №11259 предусматривает введение системы сбора, обезвреживание и утилизацию непригодных к использованию колесных машин категорий M и N (легковые, грузовые, грузопассажирские автомобили, автобусы и специальные транспортные средства) и образовавшихся вследствие этого отходов. Также нардепы надеются уменьшить негативное влияние последних на природу и здоровье людей.
Без права на движение
Проект предусматривает критерии определения транспортных средств, которые подлежат снятию с эксплуатации для дальнейшей утилизации. Предлагается, чтобы это происходило тогда, когда автомобили не отвечают установленным законодательством техническим требованиям, требованиям безопасности и наносят вред окружающей среде и несут угрозу жизни и здоровью людей.
Соответствующие критерии должен утвердить Кабмин по представлению центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере транспорта. Также проект устанавливает перечень лиц, которые будут иметь право на осуществление утилизации. Для этого необходимо будет получить соответствующие разрешения и содержать пункты приема или разборки снятых с эксплуатации авто либо проводить соответствующие операции с отходами.
Право на осуществление утилизации будут иметь также лица, производящие транспортные средства и взявшие на себя определенные обязательства. Таким образом, отечественные автопредприятия, имеющие полный цикл производства, смогут проводить утилизацию самостоятельно. Уплаченный ими сбор будет направляться на специальный банковский счет, с которого можно будет финансировать создание мощностей для переработки старых машин.
Что касается оплаты услуг по утилизации, то согласно проекту пункт приема не будет иметь права требовать с собственника автомобиля деньги, если последний предоставит справку об уплате экологического налога за утилизацию или справку об освобождении от него. Во всех иных случаях пункт приема сможет взимать соответствующую плату в размере, установленном Кабмином.
Кто заплатит?
Проект №11260 расширяет базу экологического налога, предусматривает его взимание за утилизацию транспортных средств категорий M и N. Платить данный налог обязаны лица, которые будут:
• ввозить в Украину автомобили;
• производить транспортные средства для продажи на внутреннем рынке;
• покупать машины, принадлежавшие дипломатическим представительствам или другим международным организациям.
От уплаты экологического налога будут освобождены лица, которые ввозят транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам и другим международным организациям, а также нерезиденты, которые временно ввозят машину для личного пользования. Не придется платить налог и за транзит. Избежать денежных потерь могут и отечественные автопроизводители, если возьмут на себя обязательство самостоятельно обеспечить утилизацию.
Также не будут платить экологический налог те, кто перепокупает транспортные средства, приобретенные до 1.01.2013. То есть все автомобили, первая покупка которых была осуществлена в этом году и раньше, при последующем отчуждении будут освобождены от дополнительных расходов. Однако это положение не будет касаться машин, впервые ввозимых в Украину.
Экологический налог на конкретное транспортное средство будет взиматься один раз. Поэтому при переходе права собственности на авто, с которого налог уже был уплачен, предыдущий собственник должен передать следующему соответствующую справку. Транспортные средства, с которых уже был уплачен налог за утилизацию, внесут в специальный реестр, ведение которого будет осуществлять МВД.
Роскошь или средство передвижения?
Размер экологического налога планируют исчислять исходя из ставок и коэффициентов для каждого вида транспортного средства, объема двигателя, года выпуска, массы и других характеристик. Так, налог за новый автомобиль, изготовленный в Украине для продажи на ее территории, с объемом двигателя от 1 тыс. до 2 тыс. см3 составит 7,37 тыс. грн. Обязательный платеж ляжет на плечи производителя. Однако очевидно, что это приведет к повышению стоимости товара, а значит, больше заплатит покупатель.
Значительно ухудшится ситуация с покупкой иностранных уже использовавшихся транспортных средств. Если физическое лицо захочет приобрести такой автомобиль, ему придется заплатить налог в размере 45,43 тыс. грн. Это будет не только обременительно, но и необоснованно, поскольку резко возрастет стоимость автомобиля.
Как отмечают эксперты, введение налога за утилизацию может негативно отразиться на внутреннем рынке транспортных средств из-за роста их стоимости. К тому же подорожание машин спровоцирует повышение стоимости транспортных услуг.
Хотя платить за утилизацию будут производители автомобилей, компенсировать эти расходы придется покупателям.
Материалы по теме
Заработал сервис для проверки протокола ОТК
03.04.2024
еЧерга заработает для легковых авто
27.02.2024
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!