За незаконные разрешения на строительство должно расплачиваться государство, а не граждане, которым они выдавались
Должен ли гражданин, получивший разрешение на строительство, учитывать возможные изменения в толковании закона в будущем? И кто обязан возместить ущерб в случае, если потребуется снести здания? С этими вопросами разбирался Европейский суд по правам человека.
Супружеская пара из Литвы в 2003 году купила почти 0,5 га лесных угодий и решила построить на этом участке дачный домик.
В 2005 году Донатас Тумелис подал заявку на разрешение на строительство, исходя из установленного судом юридического факта, что ранее на этом участке находились хозяйственные постройки. И хотя жилое здание располагалась вне границ приобретенного участка, суд посчитал, что строительство дачи и хозпостроек можно рассматривать как реконструкцию, что не запрещено Лесным кодексом. Представитель отдела охраны окружающей среды против этого не возражал.
Муниципальные власти выдали разрешение на строительство, и к 2007 году летний дом был возведен и зарегистрирован как завершенный на 97%. Однако спустя 4 года власти получили жалобу о незаконном строительстве, и прокуратура инициировала судебное производство об аннулировании разрешения на строительство и, соответственно, о сносе построек.
Суд первой инстанции поддержал супругов, однако, апелляционный суд встал на сторону прокурора. Заявители, муниципалитет, который выдавал разрешение, и местный отдел охраны окружающей среды подали апелляцию по вопросам права в Верховный суд страны. Но и там не нашли понимания. В конце-концов, принудительное исполнение решения о сносе было приостановлено до рассмотрения заявления супругов Тумелисов в Страсбурге.
В решении по делу «Tumeliai v. Lithuania» от 9.01.2017 ЕСПЧ отметил, что «риск, связанный с ошибкой, допущенной государственным органом, должно нести само государство». Суд не согласился с аргументами правительства о том, что заявители должны были подозревать, что разрешение на строительство было «неустойчивым». Ведь власти, выдавшие заявителям разрешение на строительство, и органы, которые зарегистрировали здание, не упоминали о постановлении Конституционного суда, в котором констатировалось, что строительство зданий на землях леса, не связанных с лесным хозяйством, не допускается в принципе.
Более того, вместо попыток отменить разрешение на строительство, дом регистрируется в соответствующих органах более чем через год после вынесения решения КС Литвы. Нет в деле и каких-либо сведений о том, что заявители «способствовали» получению незаконного разрешения.
Исходя из этого, ЕСПЧ пришел к выводу: поскольку власти подтвердили, что дом может быть построен, у заявителей не было достаточных оснований сомневаться в действительности такого решения и они имели право рассчитывать на то, что оно не будет ретроспективно объявлено незаконным.
Примечательно, что даже национальный суд отклонил просьбу судебного пристава разъяснить порядок исполнения решения о сносе зданий. Ведь, как отмечает ЕСПЧ, в данном случае необходимо было установить степень ответственности органов власти и заявителей, а также распределить расходы на снос здания между владельцами построек, муниципалитетом и органом по охране окружающей среды.
Все эти соображения позволили Суду прийти к выводу о том, что иск прокурора несоразмерен преследуемой законной цели, а, значит, была нарушена, в частности, ст.1 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод.
Правда, супружеская пара не смогла добиться от ЕСПЧ компенсации за свои постройки, которые, не исключено, все же будут снесены. Свои затраты на строительство они оценили более чем в €255 тыс. Суд посчитал, что этот вопрос должны рассмотреть национальные суды и ограничился тем, что обязал государство заплатить супругам €2000 морального вреда и €1000 расходов и издержек.
По сути, толкование ЕСПЧ ст.1 Протокола №1 сводится к тому, что иски прокуратуры об отмене разрешений на строительство (равно как и другие жалобы, связанные с лишением права собственности) должны сопровождаться предложениями о возмещении материального ущерба за счет органа, который такие решения принимал. Ведь именно государство в лице субъектов властных полномочий прежде всего несет ответственность (и риск последующей компенсации) за незаконные разрешения и акты, а не граждане, которым они выдавались. Разумеется, если речь не идет о криминале.

Материалы по теме
Какие предлагаются первоочередные меры реформирования сферы градостроительной деятельности
29.04.2022
Против кого подавать иск о признании права пользования жильем — позиция ВС
в„–5 (1563), 05.02—11.02.2022
В какой суд обжаловать осуществление исполнительной надписи, пояснил ВС
в„–3 (1561), 22.01—28.01.2022
Какие доказательства могут свидетельствовать о недействительности договоров купли-продажи, заметил ВС
в„–1-2 (1559-1560), 12.01—21.01.2022
Из служебного жилья ни одного ребенка выселить нельзя - проект
в„–52 (1558), 25.12—31.12.2021
ВС разъяснил, как время обращения с уведомлением сказывается на возобновлении договора аренды
в„–51 (1557), 18.12—24.12.2021
Как следует выселять должника из жилья, объяснил ВС
в„–51 (1557), 18.12—24.12.2021
ВС объяснил, может ли суд обеспечить иск против исполнителя об освобождении имущества из-под ареста
в„–46 (1552), 13.11—19.11.2021
ВС объяснил, почему покупатель не приобретает права на участок, которым пользовался продавец дома
в„–46 (1552), 13.11—19.11.2021
ВС объяснил, какую недвижимость нельзя поделить между супругами
в„–45 (1551), 06.11—12.11.2021
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!