Решение о предоставлении «общему зданию» статуса социального жилья принимают органы местного самоуправления, а не суд
Во второй части анализа практики решения дел, связанных с применением закона «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий», рассматриваются вопросы применения некоторых положений упомянутого акта.
Дело как пример
Как показывает анализ судебной практики, основанием для отказа в принятии решения о предоставлении разрешения на передачу жилых помещений в общежитиях в собственность граждан было отсутствие у заявителя ордера на жилую площадь в общежитии, подача заявления о приватизации комнаты в общежитии, на которое не распространяется действие закона «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий».
В соответствии со ст.1 упомянутого акта его действие распространяется на граждан, не имеющих собственного жилья, больше 5 лет на законных основаниях зарегистрированных по месту жительства в общежитиях и фактически проживающих в них.
Первое из указанных условий для получения права на приватизацию комнаты в общежитии, наличие которого необходимо учитывать во время решения данной категории дел, — это отсутствие у гражданина собственного жилья.
В судебной практике имеет место решение спора по поводу приватизации комнаты жителем общежития, которым частично использовано право на бесплатную приватизацию (приватизирована часть жилья).
Примером решения этого вопроса может служить дело по иску жительницы общежития к управлению жилищно-коммунального хозяйства Северодонецкого городского совета о признании действий по отказу в приватизации жилья незаконными. Основанием для отказа в приватизации жилья было то, что истицей уже использовано право на бесплатную приватизацию в январе 1997 г. Согласно содержанию судебного решения истица принимала участие в приватизации части квартиры, но не полностью использовала жилищный чек.
Решая это дело, Северодонецкий городской суд и Донецкий апелляционный административный суд (регистрационный номер судебного решения в Едином государственном реестре судебных решений — 23938625), ссылаясь на положения закона «О приватизации государственного жилищного фонда», решение Конституционного Суда от 10.06.2010 №15-рп/2010 относительно официального толкования положения п.5 ст.5 закона «О приватизации государственного жилищного фонда» (дело о бесплатной приватизации жилья) пришли к выводу, что частичное использование жилищного чека при условии, что не превышена санитарная норма, не лишает истицу права на приватизацию комнаты в общежитии.
Указанное решение обжаловано в Высший административный суд. По делу открыто кассационное производство.
Законность оснований
Во время рассмотрения таких дел возникают трудности, связанные с пониманием термина «законные основания», поскольку закон «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий» не содержит его определения.
В таком случае необходимо применять положения жилищного законодательства, а именно — положения ст.129 Жилищного кодекса и п.10 разд.II Примерного положения об общежитиях, в соответствии с которыми единственным основанием для вселения в общежитие является специальный ордер, который выдается администрацией предприятия, учреждения, организации на основании решения о предоставлении жилой площади в общежитии.
Как пример судебной практики можно привести админдело по иску жительницы общежития к Исполнительному комитету Цюрупинского городского совета Херсонской области об обязательстве дать разрешение на приватизацию комнаты (регистрационный номер судебного дела в ЕГРСР — 21485820). Основанием для обращения в суд в этом деле был отказ Цюрупинского городского совета в даче истице разрешения на комнату в общежитии в связи с тем, что ею не был предоставлен ордер на занимание жилой площади.
Обосновывая исковые требования, заявительница отметила, что при вселении в предоставленную ей комнату она сдала ордер коменданту общежития. Учитывая срок действительности ордера, считала, что его отсутствие не может быть основанием для отказа в даче согласия на приватизацию комнаты.
Установив факт законности проживания истицы в общежитии, а именно факт выдачи на основании решения Цюрупинского городского совета ордера на занимание комнаты в общежитии, Цюрупинский районный суд пришел к выводу о противоправности действий Цюрупинского городского совета.
Еще одним примером может служить дело по иску Лица 1, Лица 2, Лица 3 к управлению коммунальных ресурсов Донецкого городского совета, Коммунальному коммерческому предприятию «Бюро приватизации и обмена жилищного фонда Донецкого городского совета», третьи лица — Лицо 4, орган опеки и попечительства Киевского районного в городе Донецке совета, о признании противоправным отказа в приватизации и обязательства осуществить приватизацию жилья.
Ворошиловский районный суд г.Донецка (регистрационный номер судебного дела в ЕГРСР — 18223461) отказал в удовлетворении иска, поскольку приватизация жилья тремя членами семьи — Лицом 1, Лицом 2, Лицом 3 — при условии, что четвертый член семьи (мать) — Лицо 4 — является гражданкой Российской Федерации, не имеющей права на приватизацию, противоречит нормам законодательства.
С таким выводом не согласился Донецкий апелляционный административный суд (регистрационный номер судебного дела в ЕГРСР — 16481047), указав, что суд первой инстанции не обратил внимания на нарушение права истцов на приватизацию жилья, не учел все обстоятельства дела и не изложил никакой правовой позиции относительно доводов истцов об их нарушенном праве на приватизацию жилья. В связи с этим решение суда первой инстанции отменено, принято новое постановление, которым, в частности, ответчика обязали рассмотреть заявление о приватизации жилья.
Ошибочное отождествление понятий
Наряду с регистрацией закон «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий» требует фактического проживания гражданина в общежитии в течение более чем 5 лет. Доказательствами фактического проживания лица в общежитии могут быть свидетельства коменданта общежития, соседей и т.п.
Кроме того, проверяя факт постоянного проживания, суды могут учитывать положение абз.3 п.11 постановления Пленума Верховного Суда от 12.04.1985 №2 «О некоторых вопросах, возникших в практике применения судами Жилищного кодекса Украины», в соответствии с которыми в подтверждение выбытия суд может принимать во внимание любые фактические данные, свидетельствующие об избрании стороной другого постоянного места проживания (сообщение об этом в письмах, расписка, переадресовка корреспонденции, создание семьи в другом месте, перевозка имущества в иное жилое помещение, выезд в другой населенный пункт, заключение трудового договора на неопределенный срок и т.п.).
Генеральная прокуратура в своем обращении акцентирует внимание на случаях отказа судов в удовлетворении исков жителей общежитий, на которых распространяется действие закона «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий», ссылаясь на п.3 «Заключительных положений» данного акта, в соответствии с которым установлен мораторий (кроме передачи в коммунальную собственность) на отчуждение общежитий в пользу физических и юридических лиц. Такую ошибку суды допускают, отождествляя понятия «отчуждение общежитий» и «приватизация жилья в общежитиях». Закон «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий» не содержит определения этих понятий. Исследуя общетеоретические положения данных операций, необходимо отметить, что в их основе лежит переход права собственности от одного субъекта к другому, то есть отчуждение. Отличие — в объекте отчуждения и участниках этих операций. Так, в соответствии с законом «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий» приватизацией жилья в общежитиях является отчуждение жилых помещений в общежитиях, на которые распространяется действие данного акта, а приобретателями прав на эти помещения определены граждане. Под отчуждением общежитий необходимо понимать отчуждение любым способом общежитий, которые находятся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности или вошли в уставные фонды акционерных либо коллективных предприятий, созданных в процессе приватизации или корпоратизации как целостные имущественные комплексы, или их отдельных зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений и другого имущества, в пользу физических или юридических лиц.
Общежития без приватизации
Как показал анализ судебной практики, решая дела этой категории, судам необходимо обращать внимание, является ли общежитие объектом приватизации. Статьей 1 закона «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий» определены объекты, на которые распространяется его действие, и те, которые не могут быть приватизированы.
К первым относятся общежития, которые являются объектами права государственной и коммунальной собственности, кроме общежитий, находящихся в хозяйственном ведении или в оперативном управлении воинских частей, заведений, учреждений и организаций Вооруженных Сил, других воинских формирований, созданных в соответствии с законом, Министерства внутренних дел и государственных учебных заведений.
Ко вторым — общежития, которые находятся в частной собственности, кроме общежитий, включенных в уставный капитал обществ, созданных в процессе приватизации (корпоратизации).
Указанное учитывается судами во время решения админдел. В частности, по делу по иску жителя общежития к Севастопольской городской государственной администрации, третьи лица — Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины, Севастопольское высшее профессиональное училище средств связи и информационных технологий, об обязательстве совершить определенные действия и взыскании морального ущерба (регистрационный номер судебного дела в ЕГРСР — 21982529) суды пришли к выводу о правомерном отказе Севастопольской городской государственной администрацией в удовлетворении просьбы о принятии мер по приватизации жилой площади в общежитии, на которое не распространяется действие закона «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий», поскольку оно принадлежит государству в лице Министерства образования и науки и предназначено для временного проживания.
Соблюдение подходов
В соответствии с ч.1 ст.5 закона «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий» обеспечение реализации конституционного права жителей общежитий на жилище, на которые распространяется действие данного акта, осуществляется с соблюдением следующих подходов:
1) передача и принятие общежитий, являющихся объектами государственной собственности, в собственность территориальных общин осуществляется в соответствии с законом «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности» и с учетом особенностей, определенных указанным актом;
2) передача общежитий (как целостных имущественных комплексов) в собственность территориальных общин осуществляется по решению законного владельца общежития (или уполномоченного им лица) либо по решению суда;
3) принятие общежитий (как целостных имущественных комплексов) в собственность территориальной общины осуществляется по решению соответствующего местного совета (или по решению его исполнительного органа с последующим утверждением этим советом);
4) передача общежитий, которые являются объектами частной собственности, в собственность территориальных общин осуществляется на договорных условиях в соответствии с действующим законодательством;
5) после принятия общежития в собственность территориальной общины согласно этому закону местный совет принимает на сессии в пределах своей компетенции соответствующее решение относительно дальнейшего его использования, а именно: оставить целостный имущественный комплекс в статусе «общежитие» и разрешить приватизацию его жилых и нежилых помещений. В этом случае осуществляется приватизация помещений общежития его законными жителями согласно данному акту.
Ввиду изложенного судам необходимо учитывать, что в соответствии с ч.1 ст.5 закона «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий» основным условием для реализации права истцов на приватизацию жилых помещений в общежитии является переход здания общежития в собственность территориальной общины и принятие местным советом решения о передаче жилых помещений в собственность жителей общежития.
В то же время местный совет в пределах своей компетенции может принять другое решение относительно дальнейшего использования общежития — предоставить целостному имущественному комплексу статус социального жилья, перепрофилировать общежитие и использовать его по другому назначению, снести целостный имущественный комплекс бывшего общежития (пп.«б» — «г» п.5 ч.1 ст.5 закона «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий»).
Среди дел, связанных с применением пп.«б» — «г» п.5 ч.1 ст.5 закона «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий», чаще всего встречаются дела об обжаловании решений органов местного самоуправления о предоставлении общежитию статуса социального жилья. Особых сложностей во время рассмотрения таких дел у судов не возникает. В большинстве случаев суды отказывают в удовлетворении таких исков, поскольку принятие обжалуемого решения является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. Однако заслуживают внимания нарушения, допускаемые органами местного самоуправления, которые являются основанием для обращения в суд. Например, по делу, которое рассматривал Энергодарский городской суд Запорожской области, по иску прокурора г.Энергодара Запорожской области к Исполнительному комитету Энергодарского городского совета о признании противоправным и отмене решения Исполнительного комитета Энергодарского городского совета решение ответчика было отменено ввиду того, что вопрос об использовании общежития, принятого в собственность территориальной общины, должен решаться относительно всего целостного имущественного комплекса, а не отдельных комнат (регистрационный номер судебного решения в ЕГРСР — 22551985).
Подведение итогов
Результаты проведенного анализа свидетельствуют, что суды по большей части придерживаются требований норм процессуального и материального права во время рассмотрения и решения дел, связанных с применением закона «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий».
Для обеспечения одинакового применения положений данного закона и Кодекса административного судопроизводства судам необходимо учитывать следующее.
1. В силу положений ст.17 КАС дела об обжаловании решений и действий органов местного самоуправления по поводу решения вопроса о даче разрешения на передачу жителям общежитий жилья в собственность путем приватизации, об обжаловании определения другого порядка использования общежитий являются делами административной юрисдикции, поскольку органы местного самоуправления в жилищной сфере, когда речь идет о приватизации гражданами жилья в общежитиях, выполняют властные управленческие функции.
2. Согласно ст.1 закона «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий» истцами в этой категории дел являются граждане, не имеющие собственного жилья, больше пяти лет на законных основаниях зарегистрированные по месту жительства в общежитиях и фактически проживающие в них, ответчиками — органы местного самоуправления (п.5 ч.1 ст.5 данного закона).
3. В соответствии с ч.1 ст.18 КАС такие дела предметно подсудны местным общим судам как админсудам. В случае если прокурор является истцом по делу, то такие дела в соответствии с ч.2 ст.18 КАС подсудны окружным админсудам, поскольку истцом по делу является должностное лицо органа государственной власти. В случае если прокурор обратился в суд как представитель, то предметную подсудность таких дел необходимо определять с учетом статуса лица, которого он представляет.
4. Судам стоит обращать внимание на то, что в соответствии со ст.1 закона «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий» объектом приватизации могут быть общежития, являющиеся объектами права государственной и коммунальной собственности, кроме общежитий, которые находятся в хозяйственном ведении или в оперативном управлении воинских частей, заведений, учреждений и организаций Вооруженных Сил, других воинских формирований, созданных в соответствии с законом, Министерства внутренних дел и государственных учебных заведений. Не подлежат приватизации общежития, которые находятся в частной собственности, кроме общежитий, включенных в уставный капитал обществ, созданных в процессе приватизации (корпоратизации).
5. Судам необходимо учитывать, что согласно ч.1 ст.5 закона «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий» основным условием для реализации права истцов на приватизацию жилых помещений в общежитии является переход здания общежития в собственность территориальной общины и принятие местным советом решения о передаче этих помещений в собственность жителей общежития.
6. Судам нужно иметь в виду, что в понимании закона «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий» приватизацией жилья в общежитиях является отчуждение жилых помещений в общежитиях, на которые распространяется действие данного акта, а приобретателями прав на эти помещения данным законом определены граждане. Под отчуждением общежитий необходимо понимать отчуждение любым способом общежитий, которые находятся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности или вошли в уставные фонды акционерных обществ либо коллективных предприятий, созданных в процессе приватизации или корпоратизации как целостные имущественные комплексы, или их отдельных зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений и другого имущества в пользу физических или юридических лиц.
Общежитие получает статус социального жилья после решения органа местного самоуправления.
Материалы по теме
Комментарии
Незаконные решения местных властей оспаривайте в административных судах.