Кабмин в рамках «дерегуляционного дня» одобрил постановление и два распоряжения об отмене более 120 нормативно-правовых актов, которые не отвечают требованиям действующего законодательства или утратили свою актуальность.
Проекты соответствующих документов, принятых 10 марта, обнародовала Государственная регуляторная служба Украины, передает «Закон и Бизнес».
Решение Правительства вступает в силу через два месяца, поэтому министерства и ведомства будут иметь время для урегулирования юридических коллизий, если такие будут возникать из-за отмены некоторых приказов. ГРС призывает представителей бизнес-ассоциаций и объединений предпринимателей активно отслеживать изменения в законодательном поле, чтобы на этой почве не возникло новых ненужных или обременительных регуляций.
С полным перечнем отмененных документов модное ознакомиться по ссылке.
В ГРС отметили, порядки осуществления государственного контроля устанавливали права и функции контролирующих органов, что в большинстве случаев не соответствовали требованиям Закона о контроле, и безосновательно расширяли полномочия контролирующих органов.
Так, например, постановлением Кабинета Министров Украины от 14.12.2001 № 1294 утвержден Порядок осуществления государственного геологического контроля, которым предусмотрено право должностных лиц органа контроля приостанавливать деятельность предприятий, хотя закон о контроле говорит, что приостановление производства возможно исключительно по решению суда; срок проведения плановой проверки до 15 рабочих дней, хотя законом установлен максимум 10 рабочих дней; одним из оснований проведения внеплановой проверки является обращение юридических лиц, хотя законом такого основания не предусмотрено.
Кроме того, постановлением Кабинета Министров Украины от 15.02.1999 № 189 утвержден Порядок осуществления государственного надзора в электроэнергетике, которым предусмотрено: осуществление государственного контроля за объектами в электроэнергетике. Такая норма противоречит Закону о контроле и устанавливает, что за счет проверки отдельных объектов электроэнергетики один и тот же субъект хозяйствования может проверяться десятки раз в год, что, в свою очередь, увеличивает административное давление на субъектов хозяйствования; право контролирующего органа беспрепятственно в любое время посещать объекты электроэнергетики для проверки, хотя закон о контроле позволяет проводить плановые и внеплановые проверки в рабочее время.
Относительно отмененного приказа Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 19.02.2002 № 37, которым утверждены Правила приема сточных вод предприятий в коммунальные и ведомственные системы канализации населенных пунктов Украины, а также Инструкция об установлении и взыскании платы за сброс промышленных и других сточных вод в системы канализации населенных пунктов.
Правила приемки и Инструкция были утверждены в соответствии с положениями действующего на момент тот момент законодательства, которым было предусмотрено, что за загрязнение окружающей природной среды на основе фактических объемов выбросов, лимитов сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов устанавливается соответствующий сбор.
В связи с принятием Налогового кодекса Украины, требования взыскания этого сбора, а также соответствующие полномочия органов местного самоуправления утратили свою правовую обоснованность, однако на практике положения Приказа и в дальнейшем продолжали использоваться как инструмент административного давления на бизнес и основание для наложения незаконных санкций.
Учитывая указанное, еще в начале 2013 года Госпредпринимательством Украины было принято Решение о необходимости устранения Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины нарушений принципов государственной регуляторной политики. Необходимо отметить, что на исполнение этого решения, Минрегионом Украины было подано на согласование соответствующий проект приказа, которым предусматривалось признать утратившим силу Приказ № 37, однако в адрес ГРС до сих пор продолжали поступать обращения от субъектов хозяйствования относительно негативных последствий продолжения практики применения незаконных норм.
В то же время, на сегодня сложилась ситуация, когда формально соглашаясь с изложенными в Решении аргументами, данный вопрос так и не был урегулирован регулятором. При этом, ГРС неоднократно обращалась о необходимости отмены указанного Приказа в рамках собственной регуляторной деятельности Минрегиона, но уже в течение четырех лет под различными предлогами регулятор продолжал игнорировать этот вопрос.
Кроме того, необходимо также обратить внимание на то, что предусмотренные в Приказе согласования, подпадают под определение документов разрешительного характера, поскольку любое разрешение, заключение, решение, согласование, свидетельство, другой документ, который разрешительный орган обязан выдать субъекту хозяйствования в случае предоставления ему права на осуществление определенных действий относительно осуществления хозяйственной деятельности и/или без наличия которого субъект хозяйствования не может продолжать определенные действия относительно осуществления хозяйственной деятельности подпадает под правовое регулирование, установленное Законом Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», согласно которому порядок выдачи документов разрешительного характера или отказа в их выдаче, т. устанавливается Кабинетом Министров Украины исключительно в случаях, если необходимость получения этих документов прямо предусмотрена законами Украины. Во всех других случаях, такие согласования и согласования противоречат требованиям статей 4 – 41 данного Закона, а также Закона Украины «Об административных услугах», согласно которому исключительно законами устанавливается наименование административной услуги и основания для ее получения.
По этим же причинам, также подверглись отмене приказы МВД Украины от 11.09.2014 № 934 «Порядок утверждения программ обучения должностных лиц по вопросам пожарной безопасности, организации и контроля их выполнения» и № 935 «О Порядке организации и проведения специальных объектовых учений и тренировок по вопросам гражданской защиты», а также приказ Минприроды Украины от 24.12.2001 № 485 «Единое межведомственное руководство по организации и осуществлению государственного мониторинга вод».
Правительством также отменен ряд нормативно правовых актов по вопросам охраны труда, которые на сегодня утратили актуальность и не соответствуют требованиям действующего законодательства, однако их реализация требовала значительных затрат со стороны хозяйствующих субъектов, что в свою очередь, создавало почву для коррупционных злоупотреблений в вопросах взаимоотношений между бизнесом и административными органами. В частности, указанное касается приказов Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору от 18.06.2007 № 132 «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» (НПАОП 0.00-1.01-07) и от 31.12.2008 № 308 «Об утверждении Правил строения и безопасной эксплуатации погрузчиков» (НПАОП 0.00-1.22-08), а также приказа Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 08.12.2013 № 232 «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (НПАОП 0.00-1-36-03), необходимость отмены которых обоснована тем, что в связи с внесением Законом Украины от 09.04.2014 № 1193 изменений в Закон Украины «Об охране труда», получения разрешений не требуется в случае эксплуатации (применения) оборудования повышенной опасности, которое принято в эксплуатацию с выдачей соответствующего сертификата или в отношении которого зарегистрировано декларацию о готовности к эксплуатации, а также в случае регистрации машин, механизмов, оборудования повышенной опасности центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда», что обуславливает несостоятельность имеющихся в этих актах требований, связанных с необходимостью получать законодательно не предусмотрены документы разрешительного характера.
Отдельно, в ГРС обращают внимание на вопросы проведенной дерегуляции в сфере пожарной и техногенной безопасности. Так, необходимость отмены приказа Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 21.10.2004 № 130 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях применения органами государственного пожарного надзора предупредительных мер» вызвана потерей действия Законом Украины «О пожарной безопасности», и отсутствием у должностных лиц ГСЧС Украины правовых оснований реализации полномочий, которые не предусмотрены Кодексом гражданской защиты.
В частности, Кодексом гражданской защиты Украины установлено, что только судом применяются санкции за нарушение требований законодательства в сфере техногенной и пожарной безопасности. При этом, все необходимые процедурные вопросы урегулированы Кодексом административного судопроизводства Украины и Закона Украины «Об исполнительном производстве». В то же время, на сегодня, ГСЧС во время обращения к суду используют указанному Инструкцию как основание возложения на них полномочий по исполнению судебных решений, что в конечном итоге зачастую приводит к полной остановке работы не только ответчика, но и деятельности других субъектов хозяйствования, поскольку в этом случае должным образом не учитываются правовые вопросы отношений собственности, в частности в отношении объектов недвижимости, находящихся в аренде.
Примером этого служит решение Окружного административного суда по делам: № 826/23535/15, № 826/25277/15, № 826/12584/16, № 826/10467/16 в которых, именно требованиями Инструкции, суды возлагают обязанность обеспечения выполнения судебных решений на органы ГСЧС.
Материалы по теме
Украина подписала Любляно-Гаагскую конвенцию
15.02.2024
За год рынок недвижимости вырос в 1,7 раза
09.02.2024
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!