Страны-соседи будут закрыты для отечественных автолюбителей, не имеющих особой страховки
Установлен запрет на въезд на собственном автомобиле в страны, где действует международная система страхования «Зеленая карта», если собственник транспортного средства не имеет страховки соответствующего стандарта. Таким образом, перед отечественным водителем могут быть закрыты границы всех стран-соседей, включая Россию и Беларусь.
Начало изменений
В начале ноября вступил в силу акт «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обязательного страхования гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств» от 5.07.2012 №5090-VI. Некоторые его положения начнут действовать с 4.02.2013.
Новации коснулись законов «О страховании» и «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств». Так, первый из них дополнен нормой, в соответствии с которой для договоров международного обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (ОСГПО) собственников наземных транспортных средств Кабмин устанавливает максимальные размеры страховых платежей. В пределах последних объединение страховщиков, которые осуществляют вышеупомянутое страхование, — Моторное (транспортное) страховое бюро (МТСБ) — устанавливает обязательные для своих полных членов единые размеры страховых платежей по таким договорам.
Кроме того, закон «О страховании» дополнен новой нормой, фактически отвечающей положениям стст.39 и 49 акта об ОСГПО: согласно ней страховщики, которым разрешено заниматься ОСГПО, обязаны быть членами МТСБ.
Новый максимум
В законе об ОСГПО термин «лимит ответственности страховщика» заменен термином «страховая сумма». Под ней имеется в виду денежная сумма, в пределах которой страховщик обязан осуществить выплату страхового возмещения в соответствии с условиями договора страхования. В то же время законодатель позволил в течение 3 лет со дня вступления в силу акта употреблять в страховом полисе термин «лимит ответственности страховщика» в значении «страховая сумма».
Установлены и новые размеры страховых сумм. Так, страховая сумма за ущерб, причиненный имуществу потерпевших, составляет 50 тыс. грн. на одного потерпевшего (в предыдущей редакции закона — 25,5 тыс.), а размер страховой суммы за вред, нанесенный жизни и здоровью потерпевших, — 100 тыс. грн. на одного потерпевшего (раньше — 51 тыс. грн.). Однако следует отметить, что увеличенные размеры страховых сумм действовали и до принятия комментируемого закона. Основанием было распоряжение Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг от 9.07.2010.
Новациями уточнено, что льгота по уменьшению размера страхового платежа на 50% для страхователя, которым является участник войны, инвалид II группы, лицо, пострадавшее в результате Чернобыльской катастрофы, отнесенное к I или II категории, пенсионер, предоставляется при условии личного управления транспортным средством таким лицом и в случае, если не предоставляются платные услуги по перевозке пассажиров или груза. Кроме того, транспортное средство должно иметь рабочий объем двигателя до 2500 см3 включительно и принадлежать этому гражданину на праве собственности.
Статья 16 закона об ОСГПО, в соответствии с которой собственник транспортного средства при выезде за границу, в страны — члены международной системы автомобильного страхования «Зеленая карта», обязан иметь действующий договор международного страхования, удостоверенный соответствующим страховым сертификатом «Зеленая карта», дополнена новой нормой, устанавливающей прямой запрет на выезд собственников транспортных средств в такие страны в случае отсутствия международного договора ОСГПО, заключенного со страховщиком — полным членом МТСБ — и удостоверенного соответствующим унифицированным сертификатом.
Статья 18 дополнена нормами, согласно которым в случае досрочного прекращения договора по инициативе страхователя страховщик изымает страховой полис и аннулирует его. В случае отказа страхователя от договора ОСГПО в связи с нарушением условий договора страховщиком последний обязан вернуть страхователю осуществленные им платежи в полном объеме. Аналогичные положения до внесения указанных изменений были закреплены только в ст.28 закона «О страховании».
Также закон об ОСГПО дополнен новой ст.201. В ней предусмотрено, что в случае изменения собственника обеспеченного транспортного средства (его отчуждения, получения в наследство и т.п.) договор ОСГПО сохраняет действие, а права и обязанности страхователя переходят к новому собственнику транспортного средства.
Предыдущая ст.21 вышеупомянутого акта предусматривала обязанность собственника транспортного средства размещать на нем специальный знак, который выдается страховой компанией при заключении договора страхования. Теперь это не обязательно.
Дело будущего
С 4 февраля 2013 года претерпят существенные изменения и другие нормы закона об ОСГПО. В частности, вредом, нанесенным жизни и здоровью потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, кроме ущерба, связанного с лечением, временной или стойкой утратой трудоспособности, смертью потерпевшего, будет также «моральный ущерб, заключающийся в физической боли и страданиях, которые потерпевший — физическое лицо испытал в связи с увечьем или другим нанесением вреда здоровью» (ст.23). Кроме того, изменятся и условия возмещения морального ущерба, в частности, страховая компания будет осуществлять компенсацию в размере 5% выплаты за вред, нанесенный здоровью. В действующей редакции — в размере, установленном судом, но не больше 5% лимита, то есть до 5 тыс. грн.
Также определен «минимальный размер страхового возмещения (регламентной выплаты) за ущерб, связанный с лечением потерпевшего». Он будет составлять «1/30 размера минимальной заработной платы в месячном размере, установленной на дату наступления страхового случая, за каждый день лечения, подтвержденный соответствующим учреждением здравоохранения, но не больше 120 дней» (ст.24). Страховое возмещение в указанном минимальном размере будет выплачиваться страховщиком в случаях, если потерпевший не предоставил документ, подтверждающие расходы на лечение, или их документально подтвержденный размер является меньше вышеупомянутого.
Будут внесены изменения и в порядок возмещения ущерба, связанного со стойкой утратой трудоспособности потерпевшим (ст.26). Сейчас в этом случае предусматривается возмещение потерпевшему доходов, не полученных им в результате стойкой утраты трудоспособности (инвалидности), которые не возмещаются за счет другого обязательного вида страхования. После же вступления изменений в силу будут действовать минимальные размеры страхового возмещения за ущерб, связанный со стойкой утратой трудоспособности потерпевшим в результате ДТП:
• «в случае установления I группы инвалидности — 36 минимальных заработных плат в месячном размере, установленных законом на дату наступления страхового случая»;
• в случае установления II группы инвалидности — 18 м.з.п.;
• в случае установления III группы инвалидности — 12 м.з.п.;
• в случае признания несовершеннолетнего (малолетнего) лица ребенком-инвалидом — 18 м.з.п.
Что касается возмещения ущерба, причиненного в результате смерти потерпевшего, установлено: страховщик осуществляет выплаты на условиях, определенных ст.1200 Гражданского кодекса, каждому лицу, которое имеет право на компенсацию, в равных частях. Общий размер страхового возмещения иждивенцам одного умершего не может быть меньше, чем 36 м.з.п. Кроме того, в случае смерти потерпевшего предусмотрено возмещение и морального ущерба равными частями его мужу или жене, родителям и детям. Общий размер выплат — 12 «минималок».
Установлен и максимальный размер расходов на погребение и надгробный памятник — 12 м.з.п. Общий размер всех страховых возмещений за вред, нанесенный жизни и здоровью одного лица, не может превышать страховой суммы за такой вред.
Будет изменен также и порядок возмещения в случае уничтожения транспортного средства. Так, собственнику транспортного средства будет возмещаться разница стоимости авто до и после ДТП.
В соответствии с действующей редакцией закона об ОСГПО, одним из условий для признания транспортного средства уничтоженным является согласие с этим собственника. Тогда ему выплачивается возмещение в размере стоимости транспортного средства до ДТП, а страховщик при этом получает право на остатки такого авто. Возмещение в размере разницы между стоимостью транспортного средства до и после ДТП сейчас выплачивается только в случае, если собственник не согласен с тем, что машина уничтожена.
Кроме того, будет решена проблема, касающаяся правомерности удержания суммы налога на добавленную стоимость в случае выплаты страхового возмещения непосредственно потерпевшему. В частности, прямо предусмотрено право страховой компании в случае возмещения расходов на проведение восстановительного ремонта имущества непосредственно за счет потерпевшего лица уменьшить сумму оцененного ущерба на сумму определенного в соответствии с законодательством налога на добавленную стоимость. При этом доплата суммы налога будет осуществляться страховщиком при условии предоставления ему документального подтверждения факта оплаты произведенного ремонта.
Вместе с тем нормы закона не будут применяться к договорам ОСГПО, заключенным до вступления его в силу. Следовательно потерпевшие смогут рассчитывать на компенсацию по старым правилам.
Прежде чем стать в очередь на пересечение границы, следует подумать о страховке.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!