Новая конвенция частично лишит офшорный остров привлекательности для иностранных инвесторов
8 ноября в рамках официального визита Президента Украины в Республику Кипр состоялась церемония подписания ряда двухсторонних документов, в частности Конвенции об избежании двойного налогообложения и предупреждении уклонений от уплаты налогов на доходы и имущество.
Пассивные доходы
Этот документ, в случае его ратификации, заменит существующее соглашение, заключенное правительством СССР и действующее с августа 1983 года.
Доступный текст конвенции содержит ряд важных изменений, направленных в первую очередь на повышение ставок налогообложения пассивных доходов. Кроме того, документ устанавливает правила обмена информацией между договорными государствами, есть в нем также нормы о недискриминации.
Согласно положениям конвенции дивиденды, выплачиваемые резидентом Украины в пользу резидента Кипра, будут облагаться по ставке 5% при условии владения последним не менее 20% уставного капитала украинской компании или осуществления инвестиции в размере не менее €100 тыс. Во всех остальных случаях дивиденды будут облагаться по ставке 15%.
При этом, исходя из формулировки положений конвенции, можно прийти к выводу, что пониженная ставка также может применяться в случае приобретения акций (долей) компании (при условии, что вознаграждение составляет не менее €100 тыс.). Однако, учитывая сложившуюся практику применения налогового законодательства контролирующими органами (в частности, по отношению к применению освобождения от налогообложения дивидендов согласно Конвенции между Украиной и Королевством Нидерланды об избежании двойного налогообложения и предупреждении налоговых уклонений относительно налогов на доходы и имущество), можно ожидать фискальной позиции по этому вопросу.
При выплатах резиденту Кипра процентов в Украине будет удерживаться налог на репатриацию по ставке 2%.
Платежи за предоставление права пользования объектами интеллектуальной собственности, в зависимости от их вида, могут облагаться в Украине по ставке 10% или 5%. В ст.12 конвенции, устанавливающей правила налогообложения роялти, приводится исчерпывающий перечень указанных платежей, что может на практике вывести из-под ее действия некоторые такие доходы (то есть применение к ним 15%-й ставки налога).
Статьи конвенции, посвященные налогообложению пассивных доходов, в отличие от действующего соглашения, содержат ссылку на необходимость наличия у получателя дохода статуса так называемого фактического собственника. Отсутствие данного положения в действующем соглашении, несмотря на его игнорирование налоговыми органами, могло быть аргументом для неприменения судом концепции бенефициарного собственника.
Вопреки общепринятой тенденции, конвенция не устанавливает специальных положений о налогообложении доходов, полученных от продажи акций (долей) в уставном капитале компании, формирующей свою стоимость преимущественно от недвижимого имущества.
Вместе с тем доходы от недвижимого имущества и (или) от использования недвижимого имущества (в т.ч. сдачи в аренду) кипрскими компаниями отныне будут подлежать налогообложению в Украине по ставке 15%.
На смену общим положениям действующего соглашения, касающимся обмена информацией между государствами, придут более детальные правила взаимодействия компетентных органов стран в информационной сфере. Главным новшеством можно назвать возможность запроса информации, принадлежащей «назначенным лицам, агентам либо доверенным лицам» согласно ч.5 ст.24 конвенции. Очевидно, данное полномочие может применяться к представителям номинальных сервисов, предоставляемых кипрскими резидентами.
Возможные последствия
Чтобы конвенция вступила в силу, она должна быть ратифицирована украинским парламентом. Согласно положениям конвенции она вступает в действие со дня получения последнего письменного уведомления, свидетельствующего о завершении всех необходимых внутригосударственных процедур. При этом положения документа в целом должны применяться с начала года, следующего за годом вступления его в силу. Таким образом, с учетом недавних парламентских выборов и при условии ратификации конвенции новоизбранным законодательным органом, можно ожидать начала применения ее положений не ранее 2014 года.
Кроме того, должен быть решен вопрос денонсации действующего соглашения. Не исключено, что налоговые органы могут занять фискальную позицию и утверждать, что действующее соглашение утратит силу с момента вступления в силу новой конвенции и до начала применения положений последней (наиболее вероятно — 1 января 2014 года) положения ни одной из конвенций применяться не будут.
В качестве главных последствий принятия конвенции можно ожидать поиска альтернативных решений структурирования владения украинскими активами. Одной из таких альтернатив может стать Голландия. В то же время Кипр вполне может сохранить свою привлекательность для целей структурирования владения украинскими активами, несмотря на утрату некоторых налоговых преимуществ.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!