Повторные выборы невозможно провести без поправок к законодательству
Затяжное выяснение — признавать или не признавать результаты выборов в самых проблемных округах — обнажило любопытный юридический казус. Право назначить спорные с точки зрения буквы закона перевыборы ЦИК «адресовал» парламенту. Тот, долго не раздумывая, «переадресовал» эту непростую по нынешним временам обязанность Центризбиркому.
«Перевыборный» список
Установление результатов выборов в ряде ставших скандально известными округов за последние несколько дней вышло из-под контроля и, по словам наблюдателей, за «грань добра и зла». Реалиями итогового этапа выборов оказались сеансы силового противостояния на территории комиссий, пропадающие члены избиркомов, перетягивание пакетов с бюллетенями, стычки с «Беркутом», неожиданные судебные решения и выгодная для отдельных кандидатов отмена результатов голосования на некоторых избирательных участках. Такой контраст со сравнительно спокойными первыми днями вызвал ожидаемую реакцию. Запад выражает все большую обеспокоенность, оппозиция выводит сторонников на улицы, а власть продолжает твердить: «Не было системных нарушений!»
И все же отсутствие результата (когда речь идет об одних округах — вызывающего доверие, когда о других — вообще какого-либо) требовало решительных действий хотя бы от ЦИКа. Но события последних дней показали, что Центризбирком не хочет брать на себя такую ответственность.
На протяжении нескольких дней разные члены комиссии в той или иной форме намекали, что не прочь одновременно и закрыть тему, и умыть руки. «Я считаю, что ЦИК ни в коем случае не должен касаться того мусора, который нам сейчас предлагают взять в качестве документов, свидетельствующих о волеизъявлении граждан. И если государство Украина примет документы из этого округа в качестве протоколов волеизъявления граждан, то можно считать, что этого государства не существует», — эмоционально заявила заместитель председателя ЦИКа Жанна Усенко-Черная, имея в виду протокол по «засухинскому» округу №94. В подобной ситуации предложение главы Центризбиркома Владимира Шаповала заново организовать выборы в спорных мажоритарных округах, если на это согласится парламент, на первых порах могло показаться удобоваримым компромиссным вариантом.
Приняв такое решение, ЦИК фактически расписывается в невозможности установить итоги выборов в сложившейся ситуации. «По результатам проверок, изложенных в обращениях, предоставленных в ЦИК фактов, представляется невозможным достоверно установить результаты волеизъявления избирателей по избранию народных депутатов в части одномандатных избирательных округов — №№94, 132, 194, 197, 223, что дает основания считать, что выборы народных депутатов Украины в указанных округах проведены без соблюдения требований Конституции и законов, принципов и основ предвыборного процесса», — говорилось в документе.
Перечень самых проблемных округов у ЦИКа получился своеобразным. По мнению комиссии, перевыборы должны пройти не только в округе №94, где после «судебного» пересчета победа ушла в руки «регионалки» Татьяны Засухи; первомайском округе №132, где «отличились» и суд, и «Беркут», и округе №197, где с «громким скрипом» выиграл Богдан Губский, но и в округе №194, где с заметным отрывом побеждал оппозиционер Николай Булатецкий, а, пожалуй, главной проблемой стало исчезновение руководства окружкома, и в знаменитом «левченко-пилипишинском» округе №223, где итоги выборов еще даже не были подведены. При этом в Центризбиркоме уверили, что перечень проблемных округов может быть и неокончательным. «Это решение не исчерпывающее. Это только начало. Есть еще округа №№11, 14, 20, 90. Таких округов по Украине достаточно много. И вопрос сегодня абсолютно не закрыт», — объясняла вечером 5 ноября Ж.Усенко-Черная.
Проблемы ЦИКа парламент не волнуют
У собравшихся под зданием Центризбиркома оппонентов правящего лагеря первый порыв — желание поприветствовать решение комиссии — быстро сошел на нет. «По тем округам, где у нас есть «мокрые» протоколы, то есть по тем округам, где у нас есть бесспорные доказательства того, что наш кандидат победил, мы будем подавать иски к ЦИК, на решение ЦИК относительно перевыборов, с требованием отменить данное решение и принять решение, по которому определить кандидата от оппозиции как победившего в соответствующем округе», — объяснил позицию коллег Арсений Яценюк. «По 13 округам — пересчет, а там, где не будет достаточных данных, там мы готовы идти на перевыборы», — уточнял он ранее.
Однако убежденность оппозиционеров в том, что с перевыборами нужно либо пока не спешить, либо уже придать им всеобъемлющий характер, разбилась о парламентские реалии. Верховная Рада повела себя в этой непростой ситуации весьма примечательно.
Первая реакция правящего большинства на сложную задачу не была однозначной. «Если невозможно установить результаты выборов, то назначаются повторные выборы по этим округам, а в какие сроки — это определяться будет парламентом в зависимости от того, когда будут поданы ЦИК материалы в парламент», — заявил вечером 5 ноября глава фракции ПР в ВР Александр Ефремов.
К утру 6-го «большевики» пришли к выводу, что возлагаемая на них обязанность назначить перевыборы (действительно четко не прописанная в законе) не стоит того. «ЦИК принял постановление, которое абсолютно не корреспондируется с действующим законом о выборах народных депутатов и с полномочиями ЦИК», — возмутился Владимир Литвин. В итоге в ходе утреннего заседания создали временную следственную комиссию по «окружному» поводу и приняли постановление, в котором рекомендовали Центризбиркому самостоятельно разбираться с положением дел.
Но долго придерживаться именно этой позиции парламентарии не стали. На вечернем заседании 268 голосами приняли специфическое соломоново решение, которое кратко можно сформулировать так: если комиссии нужны повторные выборы, пусть сама их и назначает, а Кабмин поможет материально. «Торжественно вернув» ответственность за происходящее ЦИКу, парламентарии на какое-то время избавили себя от головной боли, а заодно помогли правящему лагерю сохранить лицо.
Ключевой проблемой решения, которое «на двоих» с трудом приняли ВР и ЦИК, является серьезная лакуна в законодательстве. Формально Верховная Рада в самом деле не может назначить выборы, как того хотели члены комиссии. Но и члены комиссии крайне ограничены в маневре. Согласно действующему закону те самые повторные выборы можно назначить только в двух случаях: если избранный «мажоритарщик» «не принял депутатский мандат» или если выборы в округе были признаны несостоявшимися. Ими, в свою очередь, могут быть только те выборы, на которых либо вообще никто не баллотировался, либо принял участие только один кандидат, так и не набравший больше половины голосов.
Какими бы специфическими ни были ситуации в проблемных округах, технически они заявленным критериям не соответствуют. Что и готовы подчеркнуть в ЦИКе. «Назначить и провести повторные выборы, не нарушив закон и Конституцию, без дальнейших решений парламента и Правительства комиссия не сможет», — предупреждает член Центризбиркома Михаил Охендовский.
Опыт «третьего тура» в 2004 году показывает, что в случае острой необходимости украинские власти способны создавать прецеденты, «разруливающие» спорные вопросы. Однако в 2012-м ВР пока не продемонстрировала готовность срочно отредактировать несовершенное законодательство. И если этого так и не произойдет, любые действия ЦИКа теоретически могут быть оспорены. Кроме того, само по себе решение разобраться с проблемными округами исключительно через перевыборы может быть воспринято неоднозначно. Зато, при всех спорных моментах, представители власти могут расценивать как свою высокую готовность к компромиссу, хотя зачастую не их соратники являются пострадавшей стороной.
Прямая речь
Михаил Охендовский
— Комиссия своим решением признала два факта: первый — невозможность достоверно установить итоги голосования и результаты выборов народных депутатов Украины в отдельных одномандатных округах и второй — необходимость проведения повторных выборов в них. Назначить такие выборы своим решением, а равно и установить дату их проведения на основании действующего закона ЦИК не может. Именно поэтому комиссия обратилась к Верховной Раде. Только парламент в создавшейся ситуации может принять решения, необходимые для назначения выборов. В идеальной ситуации это должно быть решение о внесении изменений в закон о выборах. Кроме того, расходы на проведение повторных выборов должны быть предусмотрены в государственном бюджете. В этой части соответствующие решения должны быть приняты как Верховной Радой, так и Кабинетом Министров. Убежден, что, приняв постановление о необходимости назначения повторных выборов в отдельных округах, ЦИК принял исчерпывающие меры, направленные на урегулирование сложившейся там ситуации.
Материалы по теме
ВР досрочно прекратит полномочия члена ЦИК
16.11.2022
Современные алгоритмы избирательного процесса вызывают у граждан политическую апатию — глава комитета НААУ
в„–5 (1563), 05.02—11.02.2022
Чилийцы проголосовали за молодость и социальное равенство
в„–52 (1558), 25.12—31.12.2021
Кандидатов на выборах от пренебрежения и оскорблений суд будет защищать вне очереди — проект
в„–44 (1550), 30.10—05.11.2021
Лицам с двойным гражданством хотят запретить голосовать - проект
в„–5 (1511), 30.01—05.02.2021
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!