«За отсутствием процесса» жалобы на бездействие ЦИКа рассматривает ОАСК
На прошлой неделе Окружной административный суд г.Киева во второй раз принялся за анализ бездействия Центризбиркома.
Сначала в ОАСК отказали принять заявление «нашеукраинца» Николая Ка¬теринчука, сосла¬вшись на исключительную подсудность таких споров Киевскому апелляционному админсуду. Однако послед¬ний решил, что в этом случае дело следует рассматривать с самого «низа». Мотивация КААС дает основания и для прогнозов о том, каким может быть вердикт относительно даты парламентских выборов.
С чего начинается начало?
Еще в конце ноября Н.Катеринчук решил обжаловать «противоправное бездействие ЦИКа — уклонение от объявления о начале избирательной кампании». Требования понятны: обязать комиссию принять решение о проведении очередных парламентских выборов 27 марта 2011 года. Жалобу нардеп подавал в Окружной админсуд столицы.
Там, прочитав ст.172 КАС, переадресовали жалобу апелляционной инстанции. ОАСК мотивировал это тем, что объявление о старте парламентской гонки является одной из избирательных процедур, поэтому спор относительно бездействия Центризбиркома подсуден не Окружному административному суду г.Кие¬ва, а КААС как суду первой инстанции.
Однако коллегия судей Киевского апелляционного административного суда придерживается иного мнения. В определении от 7.12.2010 отмечено, что ЦИК объявляет о начале избирательного процесса в случаях и в сроки, установленные Конституцией и законом «О выборах народных депутатов Украины», то есть не позже чем за 125 дней до дня выборов. Собственно избирательный процесс, по закону, насчитывает 10 этапов: начинается с составления и уточнения списков избирателей и заканчивается прекращением деятельности избирательных комиссий. Среди них «объявление о начале избирательной кампании» отсутствует.
Учитывая это, а также абз.4 п.2 постановления пленума ВАС «О практике применения административными судами положений Кодекса административного судопроизводства Украины во время рассмотрения споров относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума» от 2.04.2007 №2 в определении говорится, что обжалование решений, действий или бездействия избирательных комиссий, которые возникли вне этапов избирательного процесса или не касаются его, должно рассматриваться в общем порядке.
Таким образом, КААС констатировал отсутствие оснований для возврата искового заявления Н.Катеринчука, а материалы дела вернул в ОАСК «для решения вопроса об открытии производства по административному делу».
Толкование по проекту
Наверное, чтобы облегчить жизнь коллегам из первой инстанции, мотивировочная часть постановления от 7.12.2010 в основном посвящена правовым позициям, касающимся сути спора. Причем с учетом того, что парламент предварительно одобрил законопроект (№7265) о внесении изменений в Конституцию. А согласно этому проекту следующие выборы в Верховную Раду должны проводиться в последнее воскресенье октября 2012 года.
Коллегия судей КААС считает, что сам факт предварительного одобрения изменений в Основной Закон, а также положительное заключение КС от 18.11.2010 №3-в/2010 относительно проекта №7265 подтверждают ошибочность предположения ОАСК о том, что очередные выборы народных депутатов должны проводиться именно 27 марта 2011 года. То есть на время подачи искового заявления избирательного процесса не было.
Кроме того, КААС отметил, что решение КС от 30.09.2010 №20-рп/2010, на основании которого закон №2222-ІV утра¬тил силу, не имеет обратного действия во времени. Коллегия судей также напомнила, что в решении КС от 24.12.97 №8-зп указано: «Законы, другие правовые акты имеют юридическую силу до признания их неконституционными отдельным решением органа конституционного контроля». Соответственно, юридические последствия признания неконституционным закона №2222-ІV «не могут быть применены или распространены на события, которые имели место в прошлом». И наоборот, распростране¬ние действия решения КС №20-рп/2010 на уже состоявшиеся правоотношения, означало бы ретроспективное действие правовых норм, что запрещено ч.1 ст.58 Конституции.
К правоотношениям, которые возникли и закончились в период действия закона №2222-ІV, судьи отнесли и избрание Президента, ВР VІ созыва, а также избрание на внеочередных выборах депутатов местных советов на 5-летний срок. К таким событиям, фактам, правоотношениям, как отмечается в определении КААС, «применяется ультраактивная форма действия во времени (переживающее действие старого закона)».
Мнение согласно направлению
Вынося определение, КААС в известной мере взял на себя функции Конституционного Суда, поскольку дал толкование норм Основного Закона и ответил на представление ЦИКа относительно применения ч.1 ст.77 акта высшей юридической силы. Кроме того, фактически заранее определено и «направление мнения» представителей ОАСК, которые будут рассматривать иск Н.Катеринчука.
Уже на первом заседании судьи, рассмотрев ходатайство Центризбиркома, отказались приостановить рассмотрение дела и дождаться решения КС. Зато была вытребована стенограмма заседания ЦИКа от 22.11.2010, на котором, собственно, и решался вопрос об объявлении начала избирательной кампании. Хотя это вряд ли изменит позицию судей первой инстанции, ведь определение КААС почти не оставляет им возможности не считаться с советами коллег из апелляционной инстанции.
Впрочем, обоснование КААС содержит существенный пробел — отсутствие собственно изменений в Конституцию, которые могут быть проголосованы не раньше февраля 2011 года. Ведь в судебной практике еще не было прецедента, чтобы вердикты основывались на законодательных намерениях. Ведь в таком случае суд должен учитывать все проекты, которые зарегистрированы в Верховной Раде и прошли первое чтение (например, о применении амнистии).
Более того, появление проекта №7265 также доказывает: нардепы согласны с тем, что по действующей редакции Конституции выборы должны проводиться именно в следующем году. Ведь не имеет смысла вносить в Основной Закон нормы, которые не создают новых правоотношений.
Небесспорным является и утверждение, что срок полномочий парламента относится к правоотношениям, которые возникли и прекратились (!) на момент выборов. При таком понимании до сих пор должны действовать и основания досрочного прекращения полномочий ВР, указанные в редакции Конституции 2004 года. Ведь условия получения и прекращения полномочий связаны между собой.
С другой стороны, КААС отмечает, что согласно содержанию ч.1 ст.8 Основного Закона конституционные нормы применяются непосредственно с момента вступления их в силу. Однако и ч.1 ст.76 и ч.1 ст.77 акта высшей юрсилы также распространяются на правоотношения, возникшие после решения КС №20-рп/2010.
Суд объявил перерыв до 22 декабря, чтобы стороны процесса имели возможность ознакомиться с дополнительными материалами. Но до этой даты не изменится главное: проект №7265 не станет частью Конституции. И на во¬прос: «Найдется ли 300 голосов в феврале?» — однозначного ответа тоже нет. Да и у судей ОАСК, похоже, нет ни времени на то, чтобы дождаться мнения КС, ни вариантов для отклонения от «генеральной линии».
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!