Сколько ведомств устоят после министерско-кадрового перетряхивания?
Разобравшись на первое время с налогами, власть обещает и дальше победоносно следовать по пути реформ. И первое место в начале длинного списка вместе с преобразованиями в пенсионной сфере заняли административные изменения. Но какой будет эта реформа, пока неясно.
Реформа за реформой
После принятия Налогового кодекса власть обещает еще до конца года всерьез заняться административной реформой, которая давно стала своеобразной проверкой серьезности намерений руководства страны. Провести ее обещал еще Леонид Кучма. Неоднократно «входил в эту реку» и Виктор Ющенко, на заре своего президентства собиравшийся устроить, так сказать, административно-территориальный переворот. Тогда, в 2005 году, под эти цели был «выделен» специальный вице-премьер — Роман Безсмертный. Но, как известно, данное начинание, которое не встретило понимания у народа, довольно быстро сошло на нет.
Очередной всплеск реформаторской активности Банковая продемонстрировала уже ближе к концу правления Виктора Андреевича. Тогда, напомним, ситуацию мог бы изменить президентский проект Конституции, согласно которому заметно перерас¬пределились права между центром и регионами, а на страже реализации возможностей последних могла стоять еще и верхняя палата парламента... Но какими бы амбициозными ни были первоначальные планы, в большинстве случаев «админреформаторские» решения гарантов сводились к реорганизации некоторых органов власти — не более того.
Четвертый украинский Президент также отнес админреформу к числу приоритетов своей деятельности. Провести ревизию в сердце государственного аппарата не так уж просто. На Банковой признают, проведению админреформы должен предшествовать этап согласования наметившихся конфликтов интересов, но надеются: много времени на это не потребуется. Главная интрига заключается в том, какая же концепция (а во власт¬ном лагере признают, что их несколько) победит. И насколько скорыми и глубокими будут преобразования.
Резьба по министерскому «древу»
Похоже, власть имущих темпы воплощения админреформы в жизнь интересуют едва ли не в первую очередь. Во всяком случае, Николай Азаров надеется не без ее помощи серьезно сэкономить уже в 2011-м. «Расходы на содержание органов государственной власти по сравнению с 2010 годом сокращаются более чем на 1 млрд грн.», — сообщил Премьер в ходе по¬следнего «бюджетного» заседания Кабмина. Урезать траты в Правительстве рассчитывают не только путем сокращения расходов, но и благодаря «оптимизации численности работников государственного и местного управления».
Такие «материально ориентированные» рассуждения руководства страны способствовали тому, что основным предметом интереса к реформе оказались обещанные структурные преобразования. «Мы хотим упорядочить систему власти в стране, убрать дублирующие функции, которые есть между ветвями власти и, в том числе в исполнительной власти, — это в основном», — делился планами Президент еще в ноябре. В силу этого с момента провозглашения курса на админреформу наибольшее внимание приковано к теме «кого и как сократят».
Преобразования и кадровые чистки обещают провести на всех «этажах» вертикали власти. Но пока громче всего анонсируют вероятные преобразования центрального аппарата. Такое намерение выглядит логично — эксперты неоднократно отмечали, что для сравнительно небогатой страны у Украины слишком много министерств и неоправданно масштабный Кабмин. Именно поэтому наибольшей популярностью пользуются новости «админреформенного фронта», которые касаются грядущего уменьшения количества министерств.
По словам министра Кабмина Анатолия Толстоухова, в политикуме циркулируют слухи о том, что админреформу переживут лишь 12 министерств (сейчас их 20), а вице-премьерам придется совместить свои обязанности с министерскими. К числу организационных «смертников» специалисты часто относят Министерство промполитики, несколько реже — Министерство экономики, которое в ближайшее время рискует оказаться обезглавленным. Кроме того, не утихают слухи об оптимизации «древа» министерств: объединение Минсемьи и молодежи с Минкультуры, Минуглепрома с Министерством топлива и энергетики, Минрегионстроя с МинЖКХ, МЧС и МВД и тому подобные варианты оптимизации по сходству функций.
Расформировать, да не обидеть...
Аналогичные улучшения могут ждать и другие центральные органы власти. В начале декабря внимание привлек обнародованный СМИ проект президентского указа, которым предполагается уточнить структуру существующих органов власти и, что немаловажно, их функции. Если это правдивая информация, то на Банковой собираются четко разграничить полномочия министерств, государственных служб, государственных ин¬спекций и государственных агентств.
Например, предполагается, что госслужбы будут осуществлять контрольные функции и смогут предоставлять услуги, но не будут иметь права участвовать в нормативно-правовом регулировании и, кроме отдельных случаев, не смогут управлять госимуществом. Главная задача инспекций, как подсказывает название, — контроль; нормативные акты, услуги и распоряжение собственностью государства — вне их компетенции. А вот агентства должны заниматься по большей части этой самой собственностью, но не контролем и не услугами.
При всей значимости перераспределения инструментов (что может послужить неплохим аргументом на ниве противостояния коррупции) больше всего внимания привлек другой пункт гипотетического указа. Тот самый, которым ликвидируется четыре десятка центральных органов власти: от Госкомитета по делам национальностей и религий до Государственной гидрометеорологической службы, от Государственной социальной службы для семьи, детей и молодежи до Государственного департамента пожарной безопасности...
Что интересно, наиболее широкий резонанс получило сообщение о потенциальном расформировании Института национальной памяти. С «резким и категорическим осуждением» выступила «Наша Украина», раскритиковал решение и «заукраинец» Вячеслав Кириленко. С одной стороны, такая последовательная «организационная» неприязнь к гуманитарным инициативам предыдущей власти со стороны власти нынешней действительно выглядит несколько странно. С другой стороны, судя по планам, УИНП — это одна из немногих структур, которым не собираются создавать замену.
Ликвидация 40 органов власти — инициатива, которая выглядит радикальной лишь на первый взгляд. На деле тем же указом предполагается основать свыше двадцати новых институций (а также объединить и переименовать), которые возьмут на себя большую часть «освободившихся» функций. Теоретически само намерение сократить число управляющих и контролиру¬ющих органов выглядит похвально, но еще неизвестно, чем именно оно обернется: существенно ли уменьшится чиновничий аппарат (или подавляющее большинство «сокращенцев» будет тут же трудо¬устроено), не будет ли дублирования полномочий, что считается одним из главных бичей существующей административной системы, не появятся ли в скором времени новые органы власти на месте «выкорчеванных»?
От перестановки кадров сумма не меняется
Да и на экономию бюджетных средств в краткосрочной перспективе рассчитывать трудно. Как справедливо заметил спикер, сокращение штата чиновников может повлечь большие расходы. «Проще для бюджета содержать госслужащих, нежели уволить их в связи с ликвидацией учреждения или сокращением штата. Ведь в таком случае нужно выплатить огромные суммы или отменить те законы, которые действуют на сегодняшний день», — напомнил Владимир Литвин.
Еще одним подводным камнем возможной админреформы остается кадровый вопрос. Точнее говоря, то, как именно будут распределяться полномочия уже не между органами власти, а между флангами власт¬ного лагеря. Вполне вероятная борьба за власть в конечном счете может свести на нет многие благие начинания. И некоторые специалисты опасаются, что все будет происходить именно по такому сценарию.
«Прицельные» перестановки кадров — это тактическая задача властей. Куда больший интерес вызывает стратегиче¬ский характер возможных перемен. Вопросом вопросов остается широта намерений руководства государства. Сейчас еще неизвестно, станут ли перетряхивание (почти по Александру Лукашенко) чиновничьей армии и оптимизация министерств одним из этапов административной реформы или ими все и закончится.
Изначально, по примеру других президентов, окружение В.Януковича говорило о всеобъемлющих преобразованиях. В октябре Сергей Левочкин уверял, что значительная часть государственных функций будет передана на места. А еще в августе Президент анонсировал возможные изменения Конституции — как раз с точки зрения усиления позиций местного самоуправления. Подобные планы быстро реализовать невозможно. Но именно так, через уточнение полномочий власти, выбранной на местах, через определение судьбы местных администраций, через некоторую «развертикализацию» властной системы и может реализоваться админреформа в истинном значении этого слова.
Желание сократить расходы на госаппарат — похвально. Но интересно, станет ли власть говорить «Б» после того, как в ближайшее время планирует сказать «А», а если станет, то каким образом. Ведь именно серьезная админреформа может показать, насколько высоко Партия регионов ставит интересы этих самых регионов.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!