"Венецианская комиссия не одобряет полной перезагрузки судебной системы"
После обнародования заключения Венецианской комиссии по проекту изменений в Конституцию в части правосудия в информационном пространстве появились разные, иногда - противоположные комментарии относительно возможности тотального увольнения всех судей. Чтобы прояснить ситуацию, наш еженедельник обратился к председателю Венецианской комиссии Джанни Букиккио.
«Возможность увольнения всех судей четко исключена в нашем заключении»
- Сеньор Букиккио, Министерство юстиции Украины интерпретировало выводы Венецианской комиссии как поддержку полной перезагрузки судебной системы, иначе говоря, увольнение назначенных и избранных ранее судей местных и Верховного судов и проведения нового отбора на все должности. Действительно ли это так и как это согласуется с рекомендациями о нецелесообразности массового увольнения судей, содержащиеся в том же заключении?
- Венецианская комиссия не одобряет полной перезагрузки судебной системы. Однако мы понимаем, что существуют очень серьезные спорные вопросы относительно функционирования судебной системы Украины, прежде всего по коррупции. Учитывая это, по нашему мнению, можно считать приемлемым ряд мер, которые могут привести к замене судей.
В частности, мы согласны с тем, что можно оценить профессионализм, этику и добропорядочность действующих судей, а также с тем, что очевидное несоответствие судей этим критериям может служить поводом для их увольнения. Это согласуется с мнением, которое комиссия уже высказывала по закону «Об обеспечении права на справедливый суд». Однако одновременно мы отметили, что для этой процедуры не хватает конституционного основания.
Также мы согласны с тем, что судьи, которые сейчас находятся на испытательном сроке (назначены впервые. - Прим. Авт.), не могут быть избраны бессрочно вне конкурсной процедуры, во время которой будет учитываться их работа судьями.
Мы рекомендуем, чтобы подача судьей недостоверной декларации о доходах или неспособность объяснить происхождение имущества стали основанием для его увольнения.
Наконец, мы согласны с тем, что судьи могут уйти в отставку вследствие реструктуризации высших судов.
- Следует ли из заключения ВК, что украинская власть получила карт-бланш для полного увольнения всех действующих судей, если будет найден способ придать этому процессу вид демократических процедур?
- Наоборот, возможность увольнения всех судей четко исключена в нашем заключении. Я цитирую: «Венецианская комиссия считает, что увольнение всех судей, кроме действительно исключительных ситуаций, таких как конституционный дисконтуитет, не соответствует европейским стандартам и принципам верховенства права. Кроме того, комиссия считает, что замена всех судей (более 8000) будет нереальной без ущерба для дальнейшего отправления правосудия».
- По вашему мнению, какие гарантии из предложенных в проекте изменений в Конституцию являются ключевыми для обеспечения независимости судебной системы Украины?
- Прежде всего отмечу, что в нынешнем контексте в Украине гарантия беспристрастности судов, в частности отсутствие коррупции, является такой же важной, как и гарантия независимости.
Относительно независимости трудно выделить какую-то одну особую гарантию, которая была бы ключевой. Весь пакет должен быть должным, соответствующим общепризнанным стандартам. Однако наиболее важным является тот факт, что Высший совет юстиции будет иметь сбалансированный состав, а полномочия назначения, перевода, повышения и увольнения судей будут принадлежать ВСЮ, а не Президенту или Верховной Раде.
«Мы убеждены, что наши рекомендации найдут отражение в контексте конституционной реформы»
- 2013 году комиссия уже одобряла проект изменений в Конституцию относительно судебной системы, который был подготовлен предыдущей властью. В прошлом году парламент отказался поддерживать тот проект закона во втором чтении и подготовил свой вариант, который преимущественно совпадает с предыдущим текстом. Может политическая целесообразность оправдать отказ от конституционных изменений, принимая во внимание, что в последних выводах ВК призвала Украину к быстрой имплементации судебной реформы?
- Проект 2013 года был подготовлен независимой Конституционной ассамблеей, но не очень активно продвигался предыдущим Президентом и Правительством. Существовала четкая потребность в новом широком процессе изменений в Конституцию для уверенности в том, что реформа получит поддержку Верховной Рады и гражданского общества.
- Имеет ли ВК рычаги влияния на те страны, где власти отказываются или частично игнорируют выполнение ее рекомендаций при принятии законов, хотя она сама направляет проекты для получения оценки комиссии?
- Как Европейская комиссия «За демократию через право», с одной стороны, мы воспринимаем демократические системы наших государств-членов и понимаем, что иногда может не набраться большинства в парламенте для тех решений, которые мы как эксперты считаем лучшими. С другой - принятые решения должны учитывать международные обязательства определенной страны и согласовываться с основными ценностями Совета Европы - демократией, верховенством права и уважением к правам человека.
В целом страны воспринимают наши рекомендации очень серьезно. Благодаря хорошей репутации комиссии в глазах общественности, и потому, что другие международные организации, такие как Парламентская ассамблея Совета Европы и Европейский Союз, поощряют их имплементацию.
Что касается конституционной реформы в Украине, то мы убеждены: наши рекомендации в значительной мере найдут отражение в ее контексте. Учитывая децентрализацию уже понятно, что так и будет.
Джанни Букиккио гарантия беспристрастности судей, в частности отсутствие коррупции, является такой же важной, как и гарантия независимости
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!