Свободная торговля ставит Украину в неравные условия со странами Союза
Чтобы ускорить интеграцию в Евросоюз, Украина должна решиться на проведение многих изменений. И если в сфере политики нам это сделать не так уж трудно, то для «реставрации» экономики стоит использовать более тонкие инструменты, а любые манипуляции проводить осторожно, просчитав все возможные последствия.
Конкуренция с преференциями
В настоящее время для украинского властного олимпа приоритетной задачей является создание зоны свободной торговли с ЕС. Во-первых, это одно из требований Брюсселя, выполнение которого поможет Киеву подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Во-вторых, наша страна будет иметь беспрепятственный доступ к большому и платежеспособному европейскому рынку.
«ЗСТ — это не ВТО, здесь больше рисков и возможно¬стей, главное — найти баланс интересов и правильно расставить акценты», — отметила председатель Комитета ВР по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталья Королевская во время круглого стола на тему «Зона свободной торговли с ЕС: плюсы и минусы для украинского бизнеса».
По ее словам, ЕС для нас — главный партнер, ведь более 30% экспорта идет в Старый Свет. Однако наша задача — не только экспортировать сырье, но и «сформировать ту корзину предложений, которая была бы конкурентной при создании добавленной стоимости».
«Господдержка отдельных секторов экономики в Евросоюзе измеряется миллиардами евро. Только прямые дотации сельхозпроизводителям в Европе оцениваются в ?45 млрд в год. В Украине эта сумма составляет не более ?300 млн. Чтобы отечественные компании могли конкурировать на равных, им необходимы преференции на европейском рынке», — отметила Н.Королевская.
«Погрешность» в 5%
Чтобы интегрироваться во внутренний рынок ЕС, Украина должна привести свою систему технического регулирования в соответствие с европейскими требованиями, поскольку главные препятствия для торговли с ЕС технические — требования к без¬опасности и качеству продукции, ее характеристикам, процедуре оценки соответствия.
Шансы ускорить этот процесс есть. Для этого, по словам представителя Министерства экономики Леонида Пирожкова, Киев должен проводить реформы, направленные на подготовку внутреннего рынка к работе в условиях повышенной конкуренции.
«Сегодня одним из важных моментов, который рассматривается за столом переговоров Украины с Евросоюзом, является тарифное предложение. Мы договорились с европейской стороной о том, что должно быть либерализовано не менее 95% тарифных линий. То есть большая часть торговли должна отвечать инициативе «0 на 0» (готовность конкурировать с ЕС на равных. — Прим. ред.)», — отметил Л.Пирожков.
В настоящее время обсуждается 5% тарифных линий, которые не попадают в режим полной либерализации. «Здесь находится определенное количество тарифных линий, связанных с сельским хозяйством, промышленно¬стью, автомобилями. Мы отстаиваем каждую позицию», — проинформировал представитель Минэкономики.
Эти пресловутые 5% тарифных линий закрыли до¬ступ нашей аграрной продукции на еврорынок. «Основная часть экспорта в ЕС — это сырьевые товары. Однако мы не довольны уровнем квот, которые ЕС предоставил для 5% тарифных линий. Например, для ячменя эта квота — 12 тыс. тонн. Но это унизительно для нашей страны, ведь ее экспортный потенциал — минимум 13 млн тонн», — отметил Сергей Иващук из Министерства аграрной политики.
Географическая закавыка
Заключение соглашения о ЗСТ базируется на условиях вступления Киева в ВТО, и эта договоренность ставит Украину в неравные условия со странами ЕС. Ведь при вступлении в ВТО Киев отказался от многих важных для аграрного сектора аспектов.
По словам С.Иващука, использование экспортных субсидий противоречит духу свободной конкуренции и дает преимущества евро¬производителям. «Если мы создадим ЗСТ, а ЕС и в дальнейшем будет иметь право использовать этот механизм, то в Украине исчезнут некоторые отрасли. Так, после предоставления субсидии на молочную продукцию 3—5 лет подряд такое производство в нашей стране может быть уничтожено», — отметил правительственный чиновник.
Также, вступив в ВТО, Киев отказался от использования двусторонних мер защиты, а ЕС имеет право их применять. «Чем ценен этот инструмент? Когда наступает критический импорт, то есть если импорт на протяжении года в разы превышает средние его показатели за последние 3 года, автоматически включается дополнительная пошлина, которая защищает отечественных товаропроизводителей», — подчеркнул представитель Минагрополитики.
Другим не менее важным вопросом в рамках переговоров о создании ЗСТ является наименование продукции ЕС. Сегодня свыше 3 тыс. названий используется в Старом Свете, и представители Евросоюза настаивают на взятии под охрану Украиной всех без исключения.
«Что это означает для нас? Отказ от использования этих названий не только при экспорте в ЕС и третьи страны, но и на рынках нашей страны. В 99% случаев мы готовы пойти на защиту наименований. Но есть отдельные чувствительные для нашей экономики названия: шампанское, коньяк, портвейн, кагор. Мы не можем от них отказаться», — подчеркнул С.Иващук.
Например, такое название, как кагор, заметил он, мы не можем согласовать с точки зрения не только социально-экономических последствий, но и религиозных. «Сможет ли к наша церковь покупать французский кагор по высокой цене?» — спрашивает правительственный чиновник.
Без вмешательства в стандарты
Заместитель руководителя проекта IFC «Инвестиционный климат» Сергей Осаволюк обратил внимание еще на одну проблему — процедуры технического регулирования. По его словам, 84% товаропроизводителей-экспортеров считают полезным присоединение к ЗСТ. Но сегодня на пути экспорта стоит процедура технического регулирования.
«Обязательные стандарты используют 35% украинских предприятий. Из 15—16 тыс. отечественных национальных стандартов две трети остались советскими, принятыми до 1992 года. А они были разработаны в 1970—1980 годах. Можно ли производить конкурентноспособную продукцию в соответствии с этими стандартами?» — спросил С.Осаволюк.
Неотъемлемым условием присоединения к ЗСТ является приведение нашего законодательства и практики в соответствие с нормами и положениями ЕС, то есть его гармонизация. Но эксперты предлагают термин «гармонизация» заменить на «транспозиция».
Гармонизация законодательства предусматривает определенную его адаптацию к нашим реалиям. На это тратятся миллионы из госказны. Большинство наших соседей избрали более простой путь — позволили использовать у себя в стране евростандарты без всякой адаптации. «Адаптация — это абсурд. Можно просто использовать международный стандарт таким, какой он есть: до последней запятой и точки», — отмечают некоторые эксперты.
В этом — суть транспозиции: с минимальным вмешательством в содержание внедрять евростандарты в своей стране. В настоящее время же стандарты Старого Света приходят в Украину, переводятся, направляются на согласование министерствам и ведомствам. Те в свою очередь пересылают их в профильные институты на согласование. После прохождения такого пути возникают сомнения в подлинности этого стандарта. И приходится еще и финансировать этот процесс.
Киев может избежать лишних хлопот и минимизировать расходы на присоединение к ЗСТ. Стоит лишь прислушаться к странам, которые уже имеют опыт переговоров с Евросоюзом.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!