Судебный сбор значительно усилил организационную независимость судов, существенно повысив уровень их технического обеспечения
Государственная судебная администрация в этом году перешагнет 10-летний рубеж своей деятельности. Многие сомневались, сможем ли мы эффективно заменить соответствующее подразделение Министерства юстиции, которое до того занималось вопросами в этой сфере. Оглядываясь назад, могу с уверенностью сказать: смогли.
Новый сбор к новому статусу
Своеобразным водоразделом нашей деятельности стал принятый в июле 2010 года закон «О судоустройстве и статусе судей», который предоставил ГСАУ новые полномочия, введя ее в систему органов судебной власти, и несколько изменил ранее определенные задачи. Данным законом были закреплены важные гарантии финансового обеспечения судов, к которым следует, в частности, отнести:
• четкое определение размера судейского вознаграждения, которое постепенно существенно увеличивается. Например, в этом году оно увеличилось в 2,4 раза и составляет 8 минимальных заработных плат, а в 2013-м будет 10 минимальных зарплат;
• расходы на содержание каждого суда определяются непосредственно в законе о государственном бюджете, что способствует контролю и прозрачности финансирования;
• расходы на судебную систему в течение бюджетного года сокращаться не могут.
Кроме того, важным шагом в сфере улучшения финансового обеспечения украинской судебной системы стало принятие закона «О судебном сборе», который был внесен в парламент народными депутатами Юрием Мирошниченко, Владимиром Пилипенко и Валерием Писаренко. Принципиальным является то, что согласно положениям данного закона все средства, которые поступают от уплаты судебного сбора, направляются исключительно на финансирование судебной системы.
Такой подход значительно усиливает организационную независимость судов и при этом существенно повышает уровень их финансового и материально-технического обеспечения. Благодаря введению судебного сбора, в соответствии с законом «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» объемы финансирования судебной системы увеличились с 2,9 млрд до 4 млрд грн., то есть выросли на 38%, что позволило ввести в действие положения профильного закона о судейском вознаграждении.
Однако, к сожалению, острым остается вопрос зарплаты работников аппарата судов, в частности ее размера. В ГСАУ и другие государственные органы поступают коллективные обращения работников аппарата судов по поводу низкого уровня оплаты труда.
Мы неоднократно обращались к Президенту, Премьер-министру, министру финансов и председателю Комитета ВР по вопросам бюджета по поводу необходимости внесения изменений в закон о государственном бюджете. И отмечу, что представители других ветвей власти делают шаги нам навстречу.
Однако необходимо усилить гарантии финансирования судебной системы. С этой целью ГСАУ разработан законопроект, которым предлагается законодательно закрепить право подачи бюджетного запроса на финансирование учреждений судебной системы непосредственно в парламент, без коррекции органами исполнительной власти. Кроме того, в этом проекте заложены гарантии надлежащей оплаты труда работников аппарата суда, в частности предусматривается, что соответствующий фонд существенно увеличится.
Для усиления прозрачности и эффективности распределения расходов на непосредственное осуществление судопроизводства (так называемых текущих расходов) нами разработаны и утверждены соответствующие финансовые нормативы, которые основываются на данных, полученных с помощью автоматизированной системы делопроизводства суда.
Судопроизводству — надлежащие условия
Одним из основных направлений деятельности ГСАУ является обеспечение учреждений надлежащими помещениями, которые отвечают требованиям к осуществлению правосудия. К сожалению, подавляющее большинство судов до сих пор размещаются в помещениях, не приспособленных для нормальной работы: не хватает залов судебных заседаний, совещательных комнат, помещений для конвоя и подсудимых, судебных распорядителей, комнат для прокуроров, адвокатов и свидетелей.
Так, на начало года из 764 судов общей юрисдикции, организационное обеспечение которых осуществляет ГСАУ, лишь 107 (14%) полностью отвечали всем требованиям. Остальные необходимо реконструировать, достроить или построить для них новые помещения.
Главная причина такого положения — отсутствие соответствующего финансового обеспечения. В государственном бюджете на 2011 год на капитальные расходы на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт помещений судов предусматривалось 133,4 млн грн. (в частности, за счет специального фонда — 90,8 млн), что почти в 4 раза больше, чем год назад. Однако фактически было профинансировано лишь 43,9%.
Несмотря на непростые условия, долю помещений, находящихся в неудовлетворительном состоянии, с 2003 по 2011 год удалось уменьшить с 59 до 15%. Так, в прошлом году были завершены работы по ремонту и реконструкции Радомышльского, Олевского районных судов Житомирской области и Шацкого районного суда Волынской области. За счет помещений ликвидированных военных судов улучшили условия работы некоторых местных и апелляционных административных судов. Возобновлены работы по строительству Луцкого горрайонного суда Волынской области, начатому еще в 1993 году.
Продолжались работы на объектах незавершенного строительства Апелляционного суда Николаевской области, Севастопольского апелляционного хозяйственного суда, по капитальному ремонту админпомещения Апелляционного суда Харьковской области, строительству помещения Хозяйственного суда г.Севастополя. Реконструировано помещение Харьковского апелляционного хозяйственного суда.
Правосудие онлайн
Обращу внимание, что в наше время информационных технологий наиболее эффективным является применение новейших электронных систем.
Во исполнение требований закона «О судоустройстве и статусе судей» в нашем государстве начала функционировать Единая база данных электронных адресов, номеров факсов (телефаксов) субъектов властных полномочий, что позволяет посылать судебные уведомления органам власти с помощью электронной почты.
Следующим шагом в этом направлении станет пилотный проект «Электронный суд». Он направлен на введение между судами хозяйственной юрисдикции и участниками процесса обмена документами в электронном виде, включая подачу исков и получение судебных решений.
С целью усовершенствования автоматизированного документооборота суда и сокращения расходов на программное обеспечение, которое было собственностью коммерческих структур, в 2012 году осуществлены мероприятия по внедрению в общих и специализированных судах новых компьютерных программ делопроизводства. Причем оба программных продукта являются государственной собственностью, что обеспечивает значительную экономию бюджетных средств, которые раньше шли на плату за право пользования программами коммерческих разработчиков.
Дистанционный процесс
Еще одним из действенных способов эффективной модернизации судебного процесса в Украине является использование видео-конференц-связи. Это позволит избежать затягивания судебного рассмотрения дела из-за того, что тот или иной участник процесса не имеет возможности прибыть на заседание.
Эффективность систем видео-конференц-связи во время рассмотрения дел в суде также доказывает их применение в зарубежных странах (например, в России системы видео-конференц-связи используются уже свыше 10 лет). Внедрение этих систем поможет сэкономить значительные средства, которые граждане тратят на поездки в суды, находящиеся в других населенных пунктах.
Первый опыт применения системы видео-конференц-связи показал широкие возможности: проведение судебных заседаний в режиме удаленного участия осужденных и свидетелей не только обеспечивает значительное сбережение бюджетных средств (по данным Государственной пенитенциарной службы, лишь на доставку подсудимых из следственных изоляторов в 2011 году было потрачено свыше 20 млн грн.), но и существенно ускоряет рассмотрение уголовных дел.
Предусматривается, что уже в этом году системы видео-конференц-связи будут введены в эксплуатацию во всех апелляционных судах, в некоторых районных судах и следственных изоляторах. Неоспоримые преимущества имеет и использование систем видео-конференц-связи во время рассмотрения дел в порядке административного, гражданского и хозяйственного судопроизводства.
Суммарная экономия средств после внедрения систем видео-конференц-связи в судах Украины будет составлять, по нашим оценкам, свыше 100 млн грн. в год за счет уменьшения расходов на доставку подсудимых, командировки участников судебного процесса.
Инновации для Фемиды
В соответствии с законом «О судоустройстве и статусе судей» ГСАУ осуществляет функции держателя Единого государственного реестра судебных решений и обеспечивает его ведение.
Как известно, закон «О доступе к судебным решениям» принят с целью обеспечить открытость деятельности судов общей юрисдикции, прогнозируемость судебных решений и способствовать одинаковому применению законодательства. В 2011 году суды общей юрисдикции во исполнение требований данного закона прислали в реестр 7128628 копий судебных решений. В целом в него на конец 2011 года включено 20209579 решений.
Особо следует отметить, что на базе технологий социальных сетей была разработана профессиональная сеть «Фемида». В результате судейское сообщество получило больше возможностей для общения, обмена мнениями и опытом.
С целью разработки и внедрения прогрессивных идей в сфере организационного обеспечения деятельности судов при ГСАУ создана рабочая группа по вопросам инноваций. Сейчас она занимается созданием концепции автоматизации судебной власти, усовершенствованием ЕРСР, системы статистики, делопроизводства, документооборота и архивной работы, а также вопросами профессионального развития и обучения в судебной сфере. Также разрабатываются стандарты функционирования суда, концепция единой информационной политики судебной власти, анализируются вопросы бюджетирования и финансирования судов.
Развитие по международным стандартам
Особое внимание было уделено работе над проектом Стратегического плана развития судебной власти Украины, которая проводилась при поддержке проекта Агентства США по международному развитию (USAID) «Украина: справедливое правосудие». Документ обсуждался в большинстве областей Украины в так называемых фокус-группах. Этим вопросам была посвящена двухдневная международная конференция, которая проводилась в Киеве в формате «открытого пространства».
Планируется: после того, как предложенную стратегию развития одобрит Совет судей, она будет утверждена съездом судей, что позволит определить общие приоритеты в работе органов судебной власти.
ГСАУ проводит политику активного международного сотрудничества. В частности, наши представители приняли участие в международной конференции «Разработка стандартов функционирования суда» (Азиатско-Тихоокеанская судебная конференция, Сингапур, октябрь 2010 года). Кроме того, в 2012-м в Гааге (Нидерланды) состоялась 5-я международная конференция «Проблема развития и поддержки крепкой и справедливой судебной системы во времена неопределенности». В ее работе участвовали представители около 30 стран мира, включая и Украину.
ГСАУ активно сотрудничает с международными проектами, которые занимаются вопросами надлежащего осуществления правосудия. В первую очередь это проект Агентства США по международному развитию «Украина: справедливое правосудие», а также проекты, которые поддерживают Европейский Союз, Канада, Швейцария и другие страны.
Чтобы удостовериться, что мы идем верным путем, ГСАУ решила провести полномасштабную международную конференцию, посвященную вопросам судебного администрирования. Она состоится 10—12 сентября в Киеве. Уже почти полсотни наших коллег из 20 стран мира подтвердили свое участие. США, Германия, Нидерланды, Австрия, Турция, Египет, Грузия, Казахстан, Молдова, Болгария — это неполный перечень стран участниц.
К обсуждению мы планируем привлечь не только представителей органов украинской судебной власти, Администрации Президента, Верховной Рады и Министерства юстиции, но и общественность, включая такие неправительственные организации, как ассоциации юристов, адвокатов, судей, аналитические центры, а также средства массовой информации. Ведь граждане должны получить возможность участвовать в обсуждении таких важных, концептуальных положений судебного администрирования.
Во время конференции планируется обсудить текущее состояние дел и проблемы судебного администрирования в Украине, а также международные стандарты в этой сфере. Участникам мероприятия представят международные и украинские инновации в этой области. По результатам встречи будут подготовлены рекомендации относительно дальнейших шагов по улучшению качества судебного администрирования.
Следовательно, несмотря на то, что в течение десятилетия сделано немало, в будущем нас ждут новые вызовы в сфере организационного обеспечения деятельности судов, на которые, убеждены, мы сможем найти достойный ответ.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 3 МБ)
Р.Кирилюк заверил, что ГСАУ справилась с поставленными задачами.
Материалы по теме
Комментарии
Если школы, детские сады собирают деньги на ремонты с родителей, а больницы с больных, то у судов нет такой возможности. Вот и стоят суды с дырявыми крышами, обшарпанные,да еще и сотрудники аппарата с…