Проведение медиации должно стать обязательным условием досудебного урегулирования налогового спора.
В Верховной Раде хотят вернуться к рассмотрению уже нашумевшего вопроса о налоговом компромиссе. Юристы проанализировали подоплеку предлагаемой законодательной инициативы и пришли к выводу, что она скорее напоминает налоговую амнистию, которая выгодна недобросовестным плательщикам, а изменения было бы уместно проводить с учетом европейского опыта, в частности, внедряя процедуру медиации.
На данный момент в парламенте зарегистрировано два соответствующих законопроекта: №1071 народного депутата Александра Долженкова и №1071-1 от группы депутатов во главе с Оксаной Продан. Так, проектом № 1071 предлагается установить, что если в течение года, с момента вступления в силу закона, налоговые органы проведут проверку, установят нарушения и пересчитают налоговые обязательства, то плательщик, признав такие нарушения, уплачивает 15% от доначисленной суммы и освобождается от ответственности. А 85% —государство прощает.
В свою очередь, проект № 1071-1 предлагает, что в течение 90 дней с момента вступления в силу закона, налогоплательщики могут подать уточняющие отчеты по налоговым обязательствам, которые возникли до 1 апреля 2014 г., уплатить с доначисленных налогов 5% и также получить освобождение от ответственности.
«Предложенные меры скорее похожи на налоговую амнистию, чем на налоговый компромисс. Во-первых, они носят временный характер, во-вторых, предусматривают прощение налоговых долгов не зависимо от причин по каким возникли недоплаты (ошибка бухгалтерии или умышленные махинации), в-третьих, позволят кратковременно и частично наполнить бюджет за счет денег, которые ранее были сокрыты от налоговых органов», — отметил в комментарии «ЗиБ» управляющий партнер ЮК «Prove Group» Владислав Кочкаров.
Такой проект, предполагают эксперты, однозначно может быть выгоден конвертационным центрам, которые смогут обелить свои компании и избежать ответственности за преступления, которые они совершили до этого момента.
Что касается крупных и известных компаний, то вряд ли они воспользуются таким механизмом. Ведь нужно будет признать, что предприятия нарушали налоговое законодательство, а это существенно ударит по имиджу особенно тех предприятий, которые пытаются торговать своими акциями на международных биржах.
Но самое главное, что даже если предприятия воспользуются этим проектом, и между бизнесом и налоговыми органами будет достигнута некоторая точка «обнуления», это не повлияет на будущие уплаты налогов, поскольку в самой налоговой системе по сути ничего не меняется. Предприятия после окончания срока применения налогового компромисса вновь начнут всеми силами минимизировать налоговые обязательства и уклоняться от их уплаты.
В то же время, применение налогового компромисса как части процедуры медиации, могло бы существенно повлиять именно на будущую дисциплину уплаты налогов даже при существующих ставках и порядке их уплаты.
«Необходимо подкорректировать предложенные законопроекты и дополнить их положениями, о том, что проведение медиации является обязательным условием досудебного урегулирования налогового спора, без которого невозможно обратиться в суд. Таким образом, государство не будет бездумно прощать все прошлые долги, а введет процедуру, при которой еще до обращения в суд налоговые органы и плательщики налогов смогут прийти к компромиссу о том, какие суммы обязательств должны быть уплачены в бюджет безоговорочно, а какие могут считаться погашенными», — добавил В. Кочкаров.
Также, по мнению юристов, необходимо установить, что внесение в Единый реестр досудебных расследований информации об уголовном производстве по делам, связанным с уклонением от уплаты налогов, допустимо исключительно после того, как сторонами в ходе применения процедуры медиации не было достигнуто соответствующего компромисса.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!