За два последних года Украина прошла путь, к которому до этого лишь присматривалась
Независимое правосудие — обязательное условие развития независимого правового государства. Очевидно, что именно поэтому два года назад одним из основных направлений преобразований в стране глава государства назвал судебную реформу. Она была проведена в кратчайшие сроки благодаря усилиям команды единомышленников, объединившихся вокруг разработки законодательных инициатив.Затем шаг за шагом укреплялась независимость судебной власти, а вся система правосудия переориентировалась на главную цель — защиту прав каждого гражданина Украины. Вспомним, что же было сделано за эти два года.
Укрепление независимости
Закон «О судоустройстве и статусе судей», который был инициирован главой государства и вступил в силу в июле 2010 года, заложил фундамент для построения принципиально новой судебной системы. Он разграничил полномочия органов судейского самоуправления, дисциплинарных органов и судебных специализаций, тем самым погасив конфликты, которые до этого сотрясали третью ветвь власти. Кроме того, судебная система была выведена из-под влияния высших политических органов, исполнительной власти, парламента, разного рода чиновников.
Причем глава государства намеренно отказался от вмешательства в процедуру назначения судей впервые, и теперь эта конституционная функция носит церемониальный характер: издание указа Президента по представлению Высшего совета юстиции и торжественное принятие присяги молодыми судьями. Примеру гаранта последовала Верховная Рада, установив в законе, что никаких дополнительных собеседований с судьями, претендующими на избрание бессрочно, проводить не будут. И фактически последней инстанцией, оценивающей, возможно ли продолжение судейской карьеры, стала Высшая квалификационная комиссия судей. Напомним, что на деполитизации формирования судейского корпуса особо настаивали эксперты Совета Европы, и Украина прислушалась к их рекомендациям.
В этом году, как отмечают эксперты, был сделан еще один шаг к укреплению независимости украинской Фемиды: органы прокуратуры лишились рычагов воздействия на судей через инициирование проверок в Высшем совете юстиции. Добавим к этому новый механизм формирования состава ВСЮ, реализация которого позволит представителям судебной системы уже в ближайшее время получить большинство в этом конституционном органе, его новые полномочия в части назначения руководителей судов и получим прочный фундамент для независимости судебной системы. Системы, которая способна самостоятельно, без согласований с каким-либо другим органом исполнительной или законодательной власти, решать все вопросы организации своей деятельности.
Объективный отбор
Принципиально новые подходы были заложены в реформенном законе в части доступа к профессии судьи. Если раньше на судьбу претендента на мантию влиял целый ряд инстанций, начиная с окружной квалификационной комиссии судей, то после проведения реформы это влияние сведено к минимуму. Сейчас отбор кандидатов проходит по сложнейшей процедуре анонимного тестирования, проводимого Высшей квалификационной комиссией судей. Причем, в полном соответствии с рекомендациями европейских экспертов, большинство в ее составе — представители третьей ветви власти. И в целом, как отмечают представители международных организаций, ВККС обеспечила выполнение возложенной на нее важнейшей функции — формирование высокопрофессионального судейского корпуса.
Как показала практика первых двух отборов кандидатов на судейские должности, новая процедура позволила достичь максимальной объективности при проведении конкурса. Показательно, что анонимное тестирование стало непреодолимым барьером для целого ряда работников органов исполнительной власти, Администрации Президента, что лишний раз доказывает прозрачность отбора.
В то же время возможность надеть мантии получили выходцы из украинской глубинки. Это означает, что судебная система будет пополняться новыми, не испорченными властью и связями молодыми юристами, для которых служение Фемиде — истинное призвание.
Сама же система постепенно очищается от случайных людей, для которых мантия ассоциировалась исключительно с властными возможностями. По мнению экспертов, этот процесс очищения — одна из ключевых гарантий того, что судебная система не превратится в закрытую корпорацию, где вопросы назначения, продвижения по карьерной лестнице решались бы кулуарно. А значит, такие явления, как рейдерство, коррупционные схемы, многолетние процессы в нарушение всех разумных сроков, станут исключительно редкими явлениями для украинского правосудия.
Декриминализация бизнеса
Среди обязательств, которые наше государство взяло перед Советом Европы, были, в частности, принятие нового Уголовного процессуального кодекса, новых законов о прокуратуре и об адвокатуре.
Первой ласточкой стал закон о декриминализации экономических преступлений. По мнению специалистов, он даже более прогрессивен, чем законодательство некоторых европейских стран, поскольку государство сделало шаг навстречу предпринимателям, установив новые правила взаимоотношений между правоохранительной системой и бизнесом.
Изменения, внесенные в еще действующий Уголовно-процессуальный кодекс, в Уголовный, Таможенный кодексы, а также в Кодекс об административных правонарушениях, позволили обеспечить максимальные гарантии свободы для предпринимателей на каждом из этапов уголовного производства: во время задержания, избрания меры пресечения, ее изменения и назначения наказания.
Кроме того, по мнению экспертов, закон существенно снизил коррупционные риски в налоговых органах, в органах прокуратуры, осуществляющих надзор за ними, и в судах. Это означает, что рано или поздно государство получит качественно новый интеллектуальный уровень налогового милиционера, прокурора, судьи, поскольку старые методы давления на задержанного или обвиняемого с целью получения признательных показаний станут бесполезными. А человек, попавший в поле зрения правоохранительных органов, внеся залог и находясь на свободе, сможет качественно готовиться к своей защите. И только в суде каждая из сторон в состязательном процессе будет отстаивать свою правоту.
«Вторая Конституция»
Безусловно, одним из важнейших событий в жизни украинского общества не только в этом году, но, пожалуй, и за последние 15 лет стало принятие нового Уголовного процессуального кодекса. Не случайно его сразу же окрестили «второй Конституцией» нашего государства. Этот документ, который вступит в силу менее чем через 3 месяца, призван обеспечить создание эффективной системы защиты основных прав и свобод человека, помочь преодолеть проблемы, существующие в сфере уголовного судопроизводства.
По мнению всех сторон уголовного процесса, новый УПК существенно приблизит Украину к европейским стандартам в сфере правосудия. Уйдут в прошлое неоправданное содержание под стражей, игнорирование сроков уголовного производства, отсутствие эффективного судебного контроля за ограничением прав граждан. Вместо этого, в том числе благодаря новому закону «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», существенно расширившему права и гарантии защиты, украинцы получат реальную состязательность и равенство сторон в уголовном процессе.
Как следствие, Украина перестанет быть притчей во языцех для европейского сообщества из-за длительности судебных процессов, недоступности правосудия или до смешного малого количества оправдательных приговоров. А у граждан нашей страны появится качественно новая система правовых инструментов для защиты своих прав и свобод.
Среди революционных новел УПК эксперты особо отмечали отмену стадии возбуждения уголовного дела, введение технологии дистанционных следственных действий, электронного документооборота, электронного мониторинга лиц, которым суд ограничил право на передвижение, использование средств аудио- и видеофиксации, введение института сделок о признании вины. Предполагается, что за счет сокращения и упрощения процедуры расследований сроки досудебного и судебного рассмотрения дел по уголовным проступкам будут исчисляться не годами, как сейчас, а днями.
В Украине наконец появится институт присяжных, наличие которого предусмотрено Конституцией, но который за 16 лет с момента принятия Основного Закона так и не был введен. И хотя такую модель критиковали противники нового кодекса, большинство экспертов, включая международных, склоняются к мнению, что она по крайней мере не окажется мертворожденной из-за нехватки средств в госбюджете.
С другой стороны, отмечалось, что появление института присяжных поможет снизить риски давления на суд, а также даст возможность гражданам, которые войдут в число присяжных, на собственном опыте оценить справедливость украинского правосудия. Это, в свою очередь, укрепит независимость судебной системы и, несомненно, повысит доверие общества к человеку в мантии.
Реформа в перспективе
Разумеется, еще рано говорить об окончании реформы: пройдено максимум половина пути. Ведь часть нововведений необходимо закрепить на уровне Основного Закона, что, по-видимому, будет сделано в рамках конституционного процесса. Многие новации потребуют кропотливой работы по их внедрению, а также по переосмыслению новой роли и места каждого из участников судебного процесса.
Помимо организационной независимости, судебная система должна в конце концов получить реальную финансовую самостоятельность. Первым шагом в этом направлении стал закон «О судебном сборе», действующий в Украине с ноября прошлого года. Теперь обсуждается необходимость изменить сами принципы формирования бюджета органов правосудия, чтобы проводимые реформы не натыкались на недостаточное материально-техническое обеспечение. Возможно, путем расширения полномочий органов судейского самоуправления в этом вопросе.
На очереди — реформа пенитенциарной системы. Известно, что уже готовятся предложения об изменениях в законодательстве, связанные с деятельностью исправительных учреждений. Ведь некоторые инструкции, которыми до сих пор руководствуются в пенитенциарной системе, чуть младше советского государства. Очевидно, что для современной Украины неприемлема сама идеология, положенная в основу этих документов.
По мнению экспертов, нельзя откладывать в долгий ящик и создание Государственного бюро расследований, в компетенцию которого будет входить расследование противоправных действий правоохранителей, судей и чиновников высокого ранга. Как только этот орган будет сформирован, автоматически закончатся следственные полномочия прокуратуры по всем категориям дел.
Если подводить промежуточные итоги, можно констатировать, что за два последних года сформировалась команда единомышленников, которая стала движущей силой судебной реформы. В результате их эффективной законодательной деятельности пройден путь, к которому до этого лишь присматривались. И, судя по новым законодательным инициативам, останавливаться на этом никто не собирается…
Весь номер в формате PDF
(pdf, 3 МБ)
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!