Новый закон позволит госпредприятиям обходиться без тендеров
Государственные предприятия устраняются от тендерных процедур. Сторонники таких изменений убеждены, что это поможет конкурировать с частными компаниями, а противники — что приведет к расцвету коррупции и разворовыванию бюджетных средств.
Миллиарды — под угрозой
Президент подписал закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок» №5044-VI. Он был принят Верховной Радой 4 июля, а вскоре свой автограф под документом поставил спикер Владимир Литвин. При этом председатель ВР не стал ждать, когда нардепы решат его дальнейшую судьбу на внеочередной сессии, и подписал закон, несмотря на заявление об отставке.
Среди основных изменений, внесенных законом, — предоставление государственным предприятиям права проводить закупки по сокращенной процедуре. Тратить деньги в обход тендеров смогут также коммунальные предприятия и хозяйственные общества с долей госкапитала свыше 50%. Правда, есть исключения: тендеры должны проводить предприятия, осуществляющие закупки за государственные средства, а также монополисты.
«Главный месседж данного закона заключается в том, что государственные предприятия не будут подпадать под тендерные процедуры в случае, если закупки осуществляются не за государственные средства, а за средства, которые они сами заработали», — отметил «регионал» Алексей Плотников. То есть, уточнил нардеп, если речь идет не о бюджетных средствах или государственных кредитах, госпредприятия смогут закупать продукцию так же, как это делают частные, то есть окажутся в равных условиях с последними.
Вместе с тем новации выводят из-под действия тендерного законодательства не только предприятия, но и все госучреждения, если предметом закупки являются:
• земля, здания или любая недвижимость;
• образовательные услуги, предоставляемые зарубежными высшими учебными заведениями;
• финансовые услуги, предоставляемые в связи с эмиссией, покупкой, продажей, передачей ценных бумаг или других финансовых инструментов;
• товары и услуги, которые закупаются для гастролей.
Противники закона убеждены, что благодаря изменениям руководители государственных предприятий, выйдя из-под «тендерного» контроля, смогут создать коррупционные схемы. «Речь идет о легализации бесконтрольного разворовывания 250 млрд грн. государственных средств, которые не будут фиксироваться даже в «Вістнику державних закупівль», — отмечает народный депутат от «НУНС» Леся Оробец.
С другой стороны, сторонники изменений отмечают, что тендеры уже давно превратились в коррупционную схему и функцию контроля фактически не выполняют. Тендеры существенно осложняют жизнь как самим госпредприятиям, так и тем, кто планирует с ними сотрудничать, так как создают сложную и затратную бюрократическую систему.
Юридическая экспертиза
Решительно против нового закона выступило главное юридическое управление ВР. «Предусмотренное законопроектом расширение перечня случаев, на которые не будет распространяться действие закона, а следовательно, и процедуры закупки может привести к ограничению конкуренции в соответствующих сферах, повышению коррупционных рисков во время осуществления соответствующих закупок, а также к неэффективному расходованию бюджетных средств и дополнительным бюджетным расходам», — подчеркнули специалисты. Кроме того, в управлении отметили, что нововведения не соответствуют конституционным принципам, касающимся обеспечения государством защиты конкуренции в предпринимательской деятельности (ст.42 Основного Закона).
Однако такая позиция экспертов не помешала парламентскому большинству принять закон. «Главное юридическое управление предоставило свои замечания. Однако комитет не поддерживает их, поскольку они имеют общий дискуссионный характер», — отметил А.Плотников, представляя законопроект коллегам.
При этом закон был принят без дискуссий. На его рассмотрение парламент потратил всего 4 минуты. Да и трибуну в ходе рассмотрения нововведений никто не блокировал — БЮТ — «Б» и «НУНС» в то время уже были заняты «языковыми» протестами.
Конечно, лидеры оппозиции не могли не высказаться по поводу нововведений. «Данный закон, бесспорно, шаг назад. Один поставщик — это всегда единоличное решение, за которым, как правило, просматривается коррупционная схема», — отметил Анатолий Гриценко. Однако создается впечатление, что подобные заявления делаются скорее для проформы. Парламентское меньшинство в первую очередь интересует опасность введения русского языка как регионального. По крайней мере именно под «языковыми» лозунгами проследовала к парламенту огромная колонна членов «Батьківщини» после состоявшегося съезда этой политической силы. Вместе с тем экономические вопросы остались фактически без присмотра, и госпредприятия начнут работать по новым правилам.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 3.56 МБ)
Благодаря нововведениям госпредприятия смогут осуществлять закупки у одного продавца без тендера.
Материалы по теме
Обновлен механизм контроля за госзакупками
13.04.2022
Автоматическая аннуляция тендерных контрактов без возврата гарантийных взносов нарушает права человека
в„–51 (1505), 19.12—25.12.2020
Как изменится процедура публичных закупок и c кого спросят за ее несоблюдение?
в„–44 (1446), 09.11—15.11.2019
Как заверения в прозрачности тендерных закупок можно превратить в конкурс «для своих»
в„–36 (1282), 01.09—09.09.2016
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!