«Юридическая практика становится институтом, в котором преобладает посредственность»
Cистема юридического образования в разных странах далека от совершенства и нуждается в серьезном реформировании.
Огромное количество юридических вузов не обеспечивает необходимого высокого стандарта подготовки специалистов в области права. Об этих проблемах говорили представители высших учебных заведений на международной конференции в Гарвардском институте права (США).
Парадоксы количества
Участники конференции обсудили проблемы, связанные с регулированием количества студентов юридиче¬ских факультетов и качества преподавания. Некоторые выступающие были настроены весьма пессимистично и даже говорили о кризисе этой сферы образования.
И все практически единогласно пришли к выводу, что в области подготовки юристов сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, юридических вузов и их выпускников много, и даже слишком, рынок юридических услуг переполнен молодыми специалистами. С другой стороны, все отмечают острую нехватку по-настоящему квалифицированных, профессиональных кадров.
Дело в том, что программы высших учебных заведений во многом остаются слишком теоретизированными, ото¬рванными от реальности. К тому же уровень подготовки в подавляющем большинстве вузов по-прежнему крайне низок.
Критике подверглась, в частности, Американская ассоциация юристов, по вине которой, по мнению специалистов, в США стало слишком много школ, которые готовят будущих законников. В итоге их выпускникам очень непросто найти работу.
Между тем специалисты отмечают, что в других странах, таких как Китай, Индия и Япония, дела обстоят еще хуже. Проблема связана с огромным количеством студентов юридических вузов и качеством юридического образования в этих странах, которое оставляет желать лучшего.
Китай: знания без практики
Уникально большое число юридических вузов и студентов-юристов в Китае стало настоящей проблемой, пр謬-з¬нает профессор Пекинского юридического института Чжан Ки. Дело в том, что лишь немногие выпускники юридических вузов в этой стране могут найти работу по специальности.
Он привел цифры, из которых следует, что в 2008 году в стране насчитывалось 787 тыс. студентов юридических вузов. 30 лет назад их в стране было втрое меньше. «Рост — это хорошо, но когда рост превышает необходимый уровень — это плохой знак», — говорит Чжан Ки.
В Китае сейчас около 927 институтов, в которых преподается право, и с ростом их числа пострадало качество образования. «То, что студенты выучили в своих вузах, не соответствует тому, что они должны знать, когда практикуют право», — отметил эксперт. Так, новоиспеченные юристы, поступая на работу, не могут толком составить проект договора или участвовать в обсуждении сделок, сетует Чжан Ки.
Большинство представителей учебных заведений Китая согласны с тем, что юридический институт должен предоставлять программу самого высокого уровня, а не упрощенную версию, которая, по сути, девальвирует диплом юриста. Кроме того, вузам необходимо подумать о том, чтобы сделать юридическое образование более соответствующим реальной практике, а также стремиться набирать более способных студентов.
Индия: за тщательный отбор
С подобными трудностями стакивается и Индия. Там также растет количество учебных заведений, а уровень подготовки выпускников падает, рассказал Радж Кумар, декан университета Jindal Global Law School в индийском штате Харьяна. «В системе индий¬ского юридического образования наблюдается кризис», — считает Р.Кумар. «Юридиче¬ская практика становится институтом, в котором преобладает посредственность», — отмечает декан.
В стране существует 14 весьма престижных юридиче¬ских учебных заведений высокого уровня, однако они составляют лишь незначительный процент от общего числа юридических вузов, которых в стране более тысячи. Недостатки юридического образования в Индии отмечают даже в правительстве. Высокопоставленные чиновники не раз жаловались на снижение качества образования.
При этом Р.Кумар особо подчеркнул, что юридические вузы являются важным фактором для укрепления и верховенства закона в индийском обществе, где доступ граждан к правосудию по-прежнему остается серьезной проблемой. Однако, несмотря на эти трудности, Р.Кумар отмечает и прогресс в данной области. По его словам, введение вступительного экзамена для будущих студентов юридических вузов озна¬чает, что в стране понимают необходимость более тщательного отбора будущих специалистов в области права.
Япония: выпускник — еще не юрист
Что касается Японии, то там специалисты сталкиваются с противоположной проблемой — нехваткой адвокатов, отметил профессор Токийского университета права Даниэль Фут. Хотя в основе своей проблема все та же — несоответствие учебной программы реально необходимым юристу навыкам и знаниям. Ведь только 3% выпускников вузов при существовавшей ранее системе после окончания института успешно сдавали экзамен на звание адвоката. С 2004 года в Японии проводится реформа образования, направленная на приближение программы университетов к реальным требованиям профессии.
10 лет назад для реформирования системы юридиче¬ского образования в стране был создан специальный совет. Однако реформа, по признанию Д.Фута, имела лишь частичный успех. Начиная с 2004 года страна перешла на новую си¬стему подготовки юристов. Она рассчитана на три года и подразумевает более высокую подготовку поступающих и специализацию. Курсы для не имеющих базового юридиче¬ского образования студентов остались, поскольку это приносит доход университетам. Тем не менее общий уровень преподавания повысился и сократился разрыв между теоретическими знаниями и реальной юридической практикой. Однако все равно в прошлом году только 25% сдававших экзамен на звание адвоката прошли его.
***
Схожие проблемы сущест¬вуют как в Украине, так и в России. Рост количества юридических факультетов в непрофильных вузах с начала 1990-х годов сопровождался нехваткой квалифицированных преподавателей. Это снизило качество подготовки юристов и по «принципу домино» ощутимо сказалось на уровне законодательной и правоприменительной деятельности в стране. Другими словами, большое число обладателей юридических дипломов получили формальное право работать, не имея для этого долж¬ных оснований.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!