В Одессе участникам комитетских слушаний было не до шуток и не до Конституции
Следуя примеру Ильи Ильфа и Евгения Петрова, придумавших такого персонажа, как великий комбинатор, «судебные реформаторы» — члены Комитета ВР по вопросам правосудия — отправились в Одессу в поисках вдохновения, правда, не просто творческого, а законотворческого. Последнее было настолько сильным, что депутатская муза «коснулась» почти всех сфер судейской жизни, «нетронутой» осталась только Конституция.
Несмотря на то что 24 июня Южная Пальмира встретила участников комитетских слушаний прохладно, в стенах Одесской национальной юридической академии им устроили горячий прием. «Командовал парадом» в этот день президент ОНЮА Сергей Кивалов, который, казалось, наблюдал за всем, что происходило, даже на улице: у входа в академию был размещен огромный экран, на котором транслировали ролик с депутатом в главной роли.
Примечательно и то, что именно в зале заседаний ученого совета вуза, напоминавшем малахитовую комнату, участники мероприятия дали зеленый свет законопроекту о судоустройстве и статусе судей. При этом без нескольких ложек дегтя в бочке «реформенного» меда все-таки не обошлось.
Поговорить и услышать
Открывая заседание, С.Кивалов отметил, что необходимость проведения «реконструкции» третьей ветви власти назрела давно. По мнению парламентария, в течение последних 14 лет в нашем государстве так и не удалось провести полноценную реформу, а законопроекты, принятые в 2002 году, были «промежуточным этапом». «Думаю, настало то время, когда необходимо провести такую реформу», — заявил С.Кивалов. Озвучил докладчик и результаты последних социологических исследований, согласно которым 87% граждан Украины считают, что нужно проводить реформу, причем большинство уверены: прежде всего необходимо изменить судебную систему.
Председатель комитета объяснил и необходимость проведения комитетских слушаний. По его информации, в ходе подготовки проекта о судоустройстве и статусе судей ко второму чтению от субъектов законодательной инициативы поступило 1700 поправок (для сравнения: к предыдущему документу было около 800 замечаний и предложений от народных избранников. — Прим. ред.), при этом участие в работе над проектом приняли более 250 парламентариев. «Мы собрались, чтобы обсудить внесенные поправки и услышать ваше мнение, ведь именно вам выполнять данный закон», — сказал нардеп, обращаясь к служителям Фемиды.
В то же время он отметил: «Мы не можем специально для судебной власти принимать индивидуальный закон. Мы принимаем законы для того, чтобы гражданам легче было решать споры, возникающие в процессе общения с институтом власти».
Законодательные нюансы
Также С.Кивалов рассказал о новациях проекта. По его словам, с целью совершенствования системы судов общей юрисдикции в документе предусмотрено создание нового специализированного высшего суда, в котором будут рассматривать гражданские и уголовные дела. Вместе с тем по-прежнему будут действовать Высший хозяйственный и Высший административный суды. В своем докладе парламентарий уделил внимание и судьбе Верховного Суда. По его информации, если раньше предлагали сократить состав высшей судебной инстанции страны до 20 судей, то теперь, пообщавшись с представителями ВС, законодателями, решили увеличить штатную численность мантиеносцев в нем до 24—28 лиц.
Говорил оратор и о ликвидации военных судов. По его информации, последние были созданы во времена Советского Союза, чтобы «обслуживать Советскую армию и Военно-морской флот». «Сегодня СССР уже нет, нет военно-промышленного комплекса, однако эти суды до сих пор существуют», — заявил докладчик. По подсчетам С.Кивалова, нагрузка у военных судей гораздо меньше (в 50—70 раз), чем у их коллег.
Председатель комитета отметил, что, помимо прочего, проект должен усовершенствовать процедуру привлечения служителей Фемиды к дисциплинарной ответственности. «Предлагается создать единую Высшую квалификационную комиссию судей, все члены которой будут работать на постоянной основе», — проинформировал он. Изменят и механизм формирования этой комиссии. По словам докладчика, большинство в квалифкомиссии будут составлять работающие судьи или те, которые вышли в отставку. С.Кивалов отметил: члены ВККС будут работать «в тесном контакте с Высшим советом юстиции». Последний, по информации нардепа, получит полномочия назначать людей в мантиях на административные должности по рекомендации Совета судей.
Президент ОНЮА обратил внимание и на повышение социальной защиты судей. «Несмотря на тяжелое экономическое положение государства, мы смогли убедить Президента и Правительство, чтобы судьям первой инстанции была увеличена заработная плата, которая не должна зависеть от чиновников», — отметил С.Кивалов. Он убежден: удалось добиться того, что доход людей в мантиях будет составлять 15 минимальных зарплат, что в 5 раз больше нынешнего заработка представителей первого судебного звена. По состоянию на 1 июля это составило бы около 13320 грн.
В проекте закона предусмотрено и то, что сроки рассмотрения дел будут сокращены почти вдвое. Еще одним достижением законотворцев, по мнению докладчика, является то, что суды высших звеньев не смогут направлять дела на повторное рассмотрение в первую инстанцию.
В завершение своего выступления С.Кивалов пообещал, что создатели законов выслушают предложения и замечания всех докладчиков и учтут их в ходе одобрения проекта в парламенте.
Основной Закон — на потом
Уделил внимание организатор мероприятия и представителям СМИ. В ходе встречи с журналистами С.Кивалов заявил, что в настоящее время есть политическая воля и поддержка парламентского большинства для одобрения законопроекта о судоустройстве и статусе судей. По мнению депутата, это только первый этап реформы, на втором — планируется внести изменения в разд.VІІІ Конституции.
Напомнил оратор и о том, что в предвыборной программе Виктора Януковича речь шла о необходимости избрания судей народом, однако это, «как говорят в Одессе, на потом». «Конституция относится к жестким нормативным актам, и для того, чтобы ее изменить и внести положение о выборности судей, нужна политическая воля 300 народных депутатов», — отметил руководитель комитета. «Поэтому ждать того, чтобы внести изменения в Основной Закон, никто сегодня не будет. Мы будем проводить судебную реформу», — заверил представителей СМИ депутат.
Также Сергей Васильевич заявил: если проект закона направят на экспертизу в Венецианскую комиссию — это хорошо. В то же время он отметил: поскольку этот орган собирается 4 раза в год, ждать «венецианского» одобрения придется долго. Парламентарий заявил: хотя европейские эксперты еще не дали своего заключения относительно нынешнего проекта, их позиция известна.
Ваша покорная слуга поинтересовалась у обладателя мандата: почему инициатор законопроекта, в котором речь идет о необходимости увеличения количества судей в ВСЮ, внося документ в парламент, не назначает в этот конституционный орган судей уже сегодня, а пополняет состав Совета представителями исполнительной власти? И не потому ли судьи сегодня побаиваются ВСЮ, что представлены в нем в меньшинстве?
Отвечая на этот вопрос, С.Кивалов отметил, что сейчас Президент имеет 3 квоты при формировании Совета и не ограничен в том, кого туда делегировать: судью или кого-то другого. Руководитель комитета напомнил, что в ВСЮ уже есть представитель главы государства — судья ВС Виктор Кривенко. «Законопроектом же предусматривается, что институт Президента, законодательный орган и других обязаны будут по своей квоте делегировать двух представителей судейского корпуса в Совет. Это будет сделано, когда постепенно закончатся полномочия нынешних членов ВСЮ», — рассказал журналистам народный избранник. По его информации, согласно новому проекту в этом конституционном органе должно быть 13—15 судей. «Все, что касается формирования ВСЮ, будет отвечать европейским стандартам», — заверил присутствующих С.Кивалов.
Также нардеп подчеркнул, что Совет не увольняет судей, а лишь вносит соответствующие представления в парламент. Рассказал он и о позитивных моментах принятого недавно закона относительно недопущения злоупотребления правом на обжалование. По мнению С.Кивалова, именно создание законодательных барьеров для недобросовестных судей, которые годами могут обжаловать решение ВСЮ в обителях Фемиды, позволяет этому конституционному органу работать. Кроме того, убежден докладчик, после внесения корректив в положение относительно кворума (число членов Совета, необходимое для принятия правомочных решений, уменьшилось с 14 до 11. — Прим. ред.) собрать большинство для проведения заседаний стало намного легче.
В активе — позитив и негатив
В зале заседаний ученого совета ОНЮА от желающих выступить на трибуне не было отбою. Причем большинство ораторов не скупились на одобрительные отзывы и лестные слова в адрес авторов проекта. В частности, руководитель ВСЮ Владимир Колесниченко заявил, что председатель суда не должен иметь тех полномочий, которые он имеет сегодня. Ведь руководитель обители Фемиды — это не «хозяин суда, а менеджер». Поэтому, по мнению В.Колесниченко, сначала нужно решить вопрос относительно полномочий председателей судов, а уж потом — кто будет их назначать на должности.
В свою очередь председатель Высшего административного суда Александр Пасенюк, который, кстати, был единственным из руководителей учреждений, где носят красные мантии, принявшим участие в комитетских слушаниях и поддержавшим идею делегирования ВСЮ полномочий осуществлять назначение на админдолжности. Правда, по его мнению, направлять представление в ССУ (который будет вносить рекомендацию в ВСЮ. — Прим. ред.) относительно кандидата на руководящую должность должен председатель высшего специализированного суда.
А вот первый заместитель председателя комитета Юрий Кармазин заявил, что в итоге все будет зависеть не только от того, какой законопроект одобрят, но и от того, «как сегодня происходит применение права в Украине». Подверг критике парламентарий и творение «реформаторов», которое, по его мнению, значительно хуже предыдущего, разработанного несколько лет назад. По мнению Юрия Анатольевича, ряд положений настоящего документа не отвечает Основному Закону, в частности норма, позволяющая ВСЮ назначать судей на административные должности.
Обратил внимание народный избранник и на ликвидацию военных судов. Он убежден: проводить такие пертурбации экономически невыгодно, поскольку на это понадобится около 80 млн грн. Смутило Ю.Кармазина и то, что в соответствии с проектом закона полномочия парламентских комитетов существенно ограничивают.
А вот заместитель председателя Комитета по вопросам правосудия Валерий Бондик обратил внимание на то, что в предложенном проекте закона сделан акцент на повышении авторитета судьи низшего звена и увеличении его «финансовой независимости». По мнению нардепа, как Президент, так и парламент существенно ограничивают свои полномочия в интересах органов судейского самоуправления. Дальше прозвучал призыв как можно скорее принять данный закон на следующей пленарной неделе ВР, поскольку якобы именно этого ожидает общество.
Выступил на заседании парламентских слушаний и заместитель главы Администрации Президента Андрей Портнов. Обеспокоенность у чиновника вызвала система пересмотра решений высших специализированных судов. «Пока мы с вами работаем над поправками к законопроекту, Высшему хозяйственному суду ничто не мешало по каким-то неизвестным мотивам пересматривать дела, которые рассматривал ВС 13—15 лет назад», — заявил он. По его словам, подобные прецеденты не должны остаться вне поля зрения ВСЮ, который должен рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности судей ВХС. Также А.Портнов проинформировал, что в Венецианскую комиссию был направлен законопроект о судоустройстве и статусе судей. Он пообещал: если европейские эксперты до ноября нынешнего года дадут свои рекомендации, то Президент обязательно воспользуется своим правом законотворческой инициативы и внесет соответствующие предложения на рассмотрение в парламент.
Доверяйте, а не пугайте
В свою очередь председатель Судебной палаты по административным делам ВС В.Кривенко призвал «реформаторов» начать пертурбации в третьей ветви власти прекращения формирования в обществе негативного отношения к людям в мантиях. «Начиная судебное заседание, мы спрашиваем у граждан: «Вы нам доверяете?» И они отвечают, что да», — отметил представитель ВС. По мнению докладчика, не понятно, почему социологические исследования свидетельствуют о низком уровне доверия представителям Фемиды, если те, кто обращается в суд, говорят противоположное. По его словам, не стоит говорить о плохом судопроизводстве, когда более 90% вердиктов «не только не изменяются, но даже не обжалуются».
В.Кривенко обратил внимание собравшихся на то, что важным аспектом в реформировании судебной системы является не предложенный законопроект, а бюджетный закон. По его мнению, без решения вопроса относительно надлежащего финансового обеспечения третьей ветви власти проблем не избежать. Как отметил судья ВС, законопроект о судоустройстве и статусе судей — это лишь оболочка, а основа — процессуальный закон. Не понятна докладчику была и логика законодателя, который регламентирует количественный состав высшей судебной инстанции страны. По его мнению, в ВС должно быть такое количество судей, которое необходимо для осуществления возложенных на него функций.
Вместе с тем председатель Судебной палаты по административным делам ВС сосредоточил внимание на отдельных положениях законодательного творения, в которых снижаются социальные гарантии судей. «Обратите внимание, мы будем иметь право на отставку, проработав в должности не 20, а 25 лет», — отметил докладчик. По словам В.Кривенко, все это противоречит решениям Конституционного Суда.
Рассказал представитель ВС и о фобиях людей в мантиях. «Среди судей сегодня посеяли ощущение страха, страха перед завтрашним днем. Поверьте: если человек, который судит, боится чего-либо, то такой суд не будет иметь никакого слова», — резюмировал он. Следует отметить, что эта заключительная фраза докладчика вызвала бурные овации представителей Фемиды. Похоже, о таких страхах законники знают не понаслышке.
Впрочем, несмотря на некоторые опасения и замечания, участники комитетских слушаний поддержали проект о судоустройстве и статусе судей и рекомендовали парламенту проголосовать эту законодательную инициативу во втором чтении и в целом с учетом высказанных предложений. При этом в проекте рекомендаций указывалось, что «предложенное в законопроекте реформирования системы судопроизводства в целом отвечает международным стандартам, будет способствовать повышению роли суда и статуса судей в обществе, обеспечению независимости судей от влияния, в том числе в системе правосудия, упрощению процедуры доступа к суду для каждого гражданина». Правда, идеалистический законотворческий прогноз и реальное применение внесенных изменений на практике — это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Ольга КИРИЕНКО
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!