Каспийская нефть пойдет через Украину в Европу. Понравится ли это Кремлю?
Как только вечером 27 октября из Киева улетел российский премьер Владимир Путин, в украинскую столицу прибыл президент Азербайджана Ильхам Алиев. Формально эти визиты, планировавшиеся заранее, ничем не связаны. Кроме главной темы переговоров — сотрудничества в газовой и неф¬тяной сферах.
Политическое урегулирование
Ранее планировалось, что в ходе заседания межправительственного российско-украинского экономического комитета будут подписаны и межгосударственное соглашение о транзите нефти, и соответствующие договоры между компаниями «Укртранснафта» и «Транснефть».
Конфликт между послед¬ними возник еще в начале года, когда украинская сторона на 30% повысила ставку на транзит и предложила закрепить в документах обязательства российской стороны по объемам транспортировки, а также прописать штрафные санкции в случае уменьшения оговоренных объемов. Российская сторона эти требования не приняла. Весной СМИ сообщили о том, что «Укртранс¬нафта» подала иск к «Транснефти» в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ с требованием возместить $7 млн убытков из-за нарушения договоренности об объемах прокачки нефти.
Урегулирование вопроса на политическом уровне несколько раз переносилось. Министр энергетики РФ Сергей Шматко сообщил: «Мы парафировали соглашение о транзите нефти». Также он добавил: «Транснефть» является транспортной компанией и не может дать гарантий, так как не добывает нефть. Поэтому мы договорились о подписании соглашения, которое бы регулировало наши взаимоотношения в области транзита нефти. Оно носит рамочный характер, но порядок взаимодействия сторон там прописан».
В свою очередь украин¬ский министр Юрий Бойко уточнил, что «детали и технические условия будут оговариваться в дальнейшем и будут закреплены соответствующими соглашениями». По его словам, стороны предварительно договорились о транспортировке 25 млн тонн нефти в течение ближайших 5 лет.
Российские источники считают, что Киеву некуда деваться, поскольку объемы транзита нефти в Европу по украинской территории в январе—сентябре 2010-го по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократились более чем на 30%. Украинские чиновники, наоборот, уверены, что у них есть козыри для продолжения переговоров с российской стороной. В частности, они напоминают, что в сентябре Украина и Казахстан нашли выход из затяжного кризиса и договорились о возобновлении транзита казахстанской нефти в объеме 8 млн тонн в год.
Экономический аспект
Вторым направлением дея¬тельности Киева в этой области стало возобновление переговоров с Баку о поставках каспийской нефти. Виктор Янукович за время президентства уже четыре раза встречался с И.Алиевым, украинские отраслевые делегации провели десятки подготовительных переговоров.
Последний раз вопрос обсуждался две недели назад в рамках состоявшегося в Баку заседания азербайджанско-украинской межправительственной комиссии, работа которой с 2006 года была фактически заморожена. Информированные источники сообщали, что была достигнута принципиальная договоренность о транзите азербайджанской нефти в Европу по территории Украины. Тогда же была назначена дата официального визита И.Алиева в Киев.
На встрече главы государств договорились о создании рабочей группы, которая будет заниматься вопросом увеличения поставок энергоресурсов из Азербайджана в Украину. Наша страна, впрочем, и так является вторым по важности бизнес-партнером Азербайджана. «В этом году более миллиона тонн азербайджанской нефти было поставлено на рынки Украины. И мы рассчитываем наращивать объемы», — отметил И.Алиев на встрече президентов.
Более того, азербайджанская и украинская стороны всерьез подумывают о возобновлении перекачки нефти в аверсном направлении по нефтепроводу Одесса — Броды. Хотя тут есть ряд проб¬лем. «Азербайджан с Украиной трубопровод не связывает, поэтому сегодня азербайджанская нефть попадает на украинские нефтеперерабатывающие заводы из Джейхана, что, в общем-то, не близко. Если нефть будет попадать из черноморских портов, проект станет эффективней. Нужно очень серьезно просчитать экономический аспект этого», — подчеркнул И.Алиев.
Однако он уверяет — его страна поддержит проект: «С точки зрения политической поддержки — со стороны Азербайджана она есть». В Украине уже начали подсчитывать объемы нефти, которые можно будет прокачать по нефтепроводу в аверсном направлении.
Судя по всему, Киев серьезно подошел к такой возможности. Нефтепровод Одес¬-
са — Броды был построен в 2001 году для транспортировки каспийской нефти в Европу. Планировалось продолжить его до польского Плоцка, но тогда не хватило денег. А в 2004 году по нему в реверсном направлении начали прокачивать российскую нефть. Это решение Правительства ряд экспертов назвали серьезной ошибкой — как экономиче¬ской, так и политической.
В годы президентства Виктора Ющенко за направление прокачки нефти между ним и Премьер-министром Юлией Тимошенко развернулась нешуточная борьба. В мае 2009-го, когда В.Ющенко подписал указ о запуске нефтепровода в аверсном режиме, Правительство отказалось его выполнять. Одним из скрытых мотивов было… осложнение отношений с Россией.
Сама же Ю.Тимошенко говорила, что рада бы поменять реверс на аверс, но ¬для этого нет необходимых ¬условий. Кстати, этот указ ¬В.Ющенко подписал после того, как 9 апреля 2009 года И.Алиев заявил о готовности поставлять азербайджанскую нефть в Украину и страны ЕС.
Нефтепровод Одесса — Броды, работающий в аверсном режиме, обеспечит неф¬тью украинские нефтеперерабатывающие заводы. Однако экономическим и политическим интересам России в ЕС и СНГ будет нанесен ущерб: зависимость от российской нефти в Европе значительно уменьшится. Что касается СНГ, то тут удар будет нанесен по политике России в отношении Беларуси.
Президент Венесуэлы Уго Чавес в ходе своего визита в Беларусь 16 октября подписал договор с президентом Александром Лукашенко о поставке 30 млн тонн нефти равными партиями с 2011-го по 2013 год. Ее планируется доставлять в Одессу на танкерах, а оттуда — либо в цистернах, либо по нефтепроводу Одесса — Броды, о запуске которого в реверсном режиме В.Янукович говорит не впервые. А это значит, что примерно половина потребности Беларуси в нефти будет удовлетворена.
Пока аверс — это проект, хоть и весьма реалистичный. Как пойдет дело, узнаем после очередной встречи азербайджанского и украинского президентов. Вряд ли ее придется долго ждать — И.Алиев активно зовет В.Януковича в гости.
Борис РУДЬ,
«Подробности»
Татьяна ИВЖЕНКО, «Независимая газета»
Мнение политолога
Чем обернется для Европы и СНГ запуск нефтепровода Одесcа — Броды в аверсном режиме?
Тарас БЕРЕЗОВЕЦ:
— Особой пользы от этого нефтепровода нет, ведь его нечем загружать. На сегодняшний день идеи о транспортировке черного золота из Грузии или Ирана через одесский порт не реализованы. Единственный проект, который может быть осуществлен, — это доставка венесуэльской нефти и транспортировка ее в Беларусь. А в перспективе, если все пройдет успешно, Украина сможет поставлять венесуэльскую нефть в Польшу и другие страны Европы. Однако это возможно лишь в том случае, если ЕС по-настоящему заинтересуется этим проектом. Однако пока я такой заинтересованности не вижу.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!