«Тесты, предложенные кандидатам на экзамене, нельзя было купить»
Весной этого года ВККС объявила о втором отборе кандидатов на должности судей. Уже завершились два этапа этого процесса: прием документов и анонимное тестирование претендентов. Впереди — проведение квалификационного экзамена, по результатам которого и будет определено, кому повезет надеть мантию. Об организационных моментах, перипетиях, успехах и проблемах второго отбора в эксклюзивном интервью «ЗиБ» рассказал председатель ВККС Игорь САМСИН.
«В условиях ограниченного финансирования мы нашли оптимальный выход из ситуации»
— Игорь Леонович, недавно завершилось анонимное тестирование кандидатов на должности судей. Расскажите, пожалуйста, были ли существенные отличия между прошлогодним и нынешним тестированием?
— Если говорить о нормативно-правовом и методическом обеспечении этого этапа отбора, то оно, конечно, несколько изменилось. Первый отбор показал, что именно нужно усовершенствовать в процедуре тестирования, какими должны быть информационные материалы, тесты, чтобы в этот раз удалось получить лучшие результаты. Комиссия сделала все возможное, учитывая ограниченное бюджетное финансирование, чтобы анонимное тестирование кандидатов прошло спокойно и без неожиданностей.
— Почему в прошлом году тестирование проводилось в четырех городах на базе высших учебных заведений, а в этом году — в Киеве и только усилиями членов ВККС и ее работников?
— В прошлом году в результате длительного переговорного процесса комиссия получила согласие вузов и заключила договоры о сотрудничестве. В этом году появилась возможность самостоятельно провести тестирование, и мы решили подыскать в Киеве помещение, которое удовлетворяло бы всем необходимым санитарным нормам и требованиям безопасности, а самое главное — позволило бы разместить одновременно свыше 3500 человек! Отмечу: комиссия финансируется из государственного бюджета и обязана минимизировать расходы на такие мероприятия, соблюдая требования относительно рационального использования бюджетных средств.
В дальнейшем ВККС планирует ввести поэтапную сдачу экзаменов. Чтобы не создавать проблем с поиском помещения для такого большого количества кандидатов, мы будем тестировать, например, 100 человек в день. Речь идет о собственном здании комиссии, в котором будет специально оборудованное компьютерной техникой помещение для проведения тестирований. Уже ведутся необходимые подготовительные работы.
— С какими трудностями комиссия столкнулась при проведении анонимного тестирования? Как их удалось преодолеть?
— Особо сложных ситуаций или трудностей, которые невозможно было бы преодолеть, не возникало. Некоторые кандидаты, правда, выражали свое недовольство процессом приема документов, впрочем, это их право. Упрекать комиссию можно в чем угодно, но у меня есть все основания утверждать: ВККС эффективно выполняет законные полномочия и должным образом организовала процесс отбора, оперативно отреагировала на все внештатные ситуации и приняла документы у всех желающих стать судьей.
— 16 мая вы сообщили журналистам, что тестирование одного кандидата обойдется приблизительно в 2 тыс. грн., а во время проведения интернет-конференции отметили, что тестирование будет стоить всего 0,5 млн грн. (то есть около 140 грн. на одного человека). Почему возникла такая разница в цифрах?
— Сначала расчет делался исходя из опыта прошлогоднего отбора, когда договоры на аренду помещений заключались с высшими учебными заведениями, учитывались средства на командировку членов комиссии и сотрудников. На то время не были завершены тендерные процедуры и не закуплены товары и услуги, необходимые для проведения тестирования.
После того как состоялись все тендеры и победителем одного из них стал Международный выставочный центр (на Броварском просп., 15), можно было более-менее определить необходимые затраты на одного кандидата.
Вспоминаю, как возмущало кандидатов то, что документы принимали комиссией на окраине Киева. Однако это позволило существенно уменьшить расходы бюджетных средств на процесс отбора. Аренда помещения на ул. Полесской, 3-б ничего не стоила комиссии, а средняя рыночная стоимость аренды помещения в центре столицы на сегодня составляет 100—200 грн./м2. В условиях ограниченного финансирования мы нашли оптимальный выход из ситуации.
— Что касается вопроса финансирования: тестирование проводилось исключительно за счет средств госбюджета или, возможно, была финансовая поддержка со стороны международных организаций?
— Да, исключительно за бюджетные средства.
«Только мы ввели онлайн-регистрацию, как ажиотаж среди желающих подать документы сразу спал»
— Сколько времени заняла организация отбора?
— С начала года мы совершенствовали процедуру отбора путем внесения изменений и дополнений в нормативную базу, которая регулирует этот процесс. С февраля комиссия уже активно решала организационные вопросы, проводила апробацию тестов, заключала договоры на аренду помещения, закупку компьютерной техники и других товаров. В марте, исходя из прогнозируемого количества вакантных должностей судей — 724, комиссия приняла решение об объявлении отбора. Ввиду ажиотажа, прием документов от кандидатов длился более месяца. А 5 июня прошло тестирование.
— Какой процент вопросов в тестах в этом году был изменен? Или, возможно, все вопросы были изменены? Как известно, тесты должны проходить апробацию. Кем и когда они были апробированы? Каким был результат?
— Хотел бы отметить: различайте тестовую базу и тест. Тестовая база ВККС насчитывает более 2 тыс. вопросов и несколько раз была апробирована в этом году ВККС на слушателях Национальной школы судей: судьях, работниках аппарата судов. Результат апробации был положительный, но в его процессе были обнаружены некоторое количество вопросов, которые, как говорят тестологи, «не работают». Эти вопросы подлежат исключению из базы, кроме того, тестовая база обновляется в связи с изменением законодательства, разработкой новых вопросов.
— Кое-кто придерживается мнения, что можно избежать такого большого количества желающих посоревноваться за судейскую должность. Как вы думаете, возможно, чтобы заявления об участии в отборе подавали только те, кто действительно хочет стать судьей, нужно ввести компенсаторный механизм: кто не прошел тестирование, должен возмещать потраченные на него средства?
— Да, опыт комиссии по решению общих вопросов отбора показал, что количество лиц, желающих стать судьями, довольно велико. Однако в соответствии со ст.19 Конституции органы государственной власти обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и законным способом, поэтому ВККС не имеет права ограничивать право граждан, которые изъявили желание принять участие в отборе.
— Почему комиссия не сразу ввела электронную регистрацию желающих стать судьей? Расскажите, облегчила ли электронная регистрация процесс приема документов? Как именно?
— Объясню, почему не сразу. В первый день приема документов в Высшую квалифкомиссию судей поступило только несколько десятков заявлений, на второй день — немного больше. И такая тенденция сохранялась в течение недели. Потом количество принятых документов достигало 170 заявлений в день, а третья неделя началась с ажиотажа. Пришлось оперативно ввести онлайн-регистрацию, что позволяло кандидатам в конкретное время прибыть и вне очереди сдать документы. Она себя оправдала и имеет перспективу применения во время следующего отбора. Хотя только мы ввели онлайн-регистрацию, как ажиотаж среди желающих подать документы сразу спал.
Нынешний опыт дал импульс работе над новыми формами и способами приема документов. В частности, речь идет о возможности приема документов на базе некоторых территориальных управлений Государственной судебной администрации. Это, безусловно, удобнее для кандидатов, однако создает проблемы для комиссии, ведь придется отправлять в регионы своих сотрудников и привлекать работников ГСАУ. Уверен, что, имея богатый и положительный, и отрицательный опыт, мы сможем выработать оптимальные механизмы приема заявлений от кандидатов.
«Мы допустили к тестированию даже тех, в чьих документах были мелкие недостатки»
— В общении с журналистами вы отмечали, что в документах 700 человек были обнаружены недостатки, однако к сдаче теста комиссия не допустила только 30. Неужели кандидаты устранили все недостатки?
— В основном это касалось трудовых книжек, оформленных с нарушением инструкции о порядке их ведения. Соответствующие копии которых кандидаты предоставляли для участия в отборе. Некоторые копии трудовых книжек были неправильно заверены и т.п.
Недостатки, которые стали причиной отказа в допуске к участию в отборе, касались нарушений требований, установленных Конституцией, прежде всего относительно минимального возраста и стажа. На заседании ВККС было принято решение не допускать тех лиц, которые не достигли установленного законом возраста и не имеют необходимого стажа работы в области права. Мы допустили к тестированию большинство, даже тех, в чьих документах были мелкие недостатки. Например, в медицинской справке не было указано имя или отчество кандидата, а в одной медицинской справке даже забыли записать фамилию. Хорошо, что хоть фотография была, по которой и идентифицировали личность кандидата. Сейчас проверка поданных кандидатами документов продолжается, и в случае выявления фактов, которые могут препятствовать кандидату занять должность судьи, комиссия будет принимать соответствующие решения.
— Вы допустили к отбору четырех «резервистов», при этом исключив их из резерва. Если эти кандидаты обжалуют свое исключение из резерва в суд, а последний удовлетворит иск, то не станет ли это поводом для двойного статуса претендентов: кандидатов-«резервистов» и кандидатов, участвующих в отборе?
— В соответствии со ст.65 закона «О судоустройстве и статусе судей» отбор кандидатов на должности судей осуществляется из числа лиц, которые отвечают требованиям, установленным Конституцией и данным законом. При отборе кандидатов обеспечивается равенство их прав. Лицо и со статусом судьи, и со статусом кандидата на должность судьи, который находится в резерве, по мнению комиссии, должно принимать участие в отборе на равных условиях. Поскольку 4 человека изъявили соответствующее желание и указали это в своих заявлениях, ВККС приняла решение допустить их к анонимному тестированию, исключив из резерва кандидатов на занимание вакантных должностей судей, чтобы обеспечить равенство всех кандидатов.
— В прошлом году комиссия определила, что кандидаты, которые набрали во время тестирования 75 баллов, допускаются к сдаче квалификационного экзамена. В этом году проходной балл — 63. Почему комиссия «опустила планку»? Чем она руководствовалась, решив определить проходной балл не до проведения тестирования, а после его завершения?
— При определении необходимого количества кандидатов, которые могут считаться успешно сдавшими тесты, ВККС учитывает прогнозируемое количество вакантных должностей судей, общее количество кандидатов, проходивших тестирование, и результаты анонимного тестирования. Приняв во внимание прогнозируемое количество вакантных должностей, обеспечение резервного количества кандидатов на должности судей, принципы состязательности, комиссия решила увеличить количество кандидатов, которые успешно прошли тестирование, на 50% от прогнозируемого количества вакантных должностей.
Что касается определения проходного балла после тестирования, отмечу, что никаких нарушений в этом я не вижу, поскольку такой метод является научно обоснованным. А по специфике отбора он единственно правильный, ведь количество кандидатов на должности судей не может в десятки раз превышать количество вакансий на судейские должности!
Никто не имел в своем распоряжении полного пакета заданий до дня проведения анонимного тестирования
— Как прошло тестирование 5 июня? Были ли выявлены нарушения? Почему проведение тестирования запланировали не на выходной день, как в прошлом году, а на рабочий? Не создало ли это определенных неудобств для возглавляемого вами органа и кандидатов?
— Считаю, что все было организовано на должном уровне. В целом участники соблюдали процедуру, правила тестирования и указания уполномоченных представителей комиссии. Было зафиксировано несколько фактов нарушения во время прохождения тестирования, но они не повлияли на общий результат.
Поскольку в июне начинался футбольный чемпионат Евро-2012, понятно, что в столице в выходные предусматривалось большое скопление приезжих, проблемы с пассажирскими перевозками и проживанием. Учитывая это было принято решение о проведении тестирования именно 5 июня.
Отмечу, что закон не требует, чтобы это было в выходной день. О времени и месте проведения тестирования комиссия заблаговременно разместила информацию на своем официальном веб-портале, и у кандидатов было достаточно времени для решения вопроса об отпуске для прибытия в пункт сдачи тестов.
Следует также сказать, что во время подготовки и проведения тестирования было задействовано около 160 работников секретариата ВККС, которым за работу в выходной день в соответствии с действующим трудовым законодательством необходимо обеспечить двойную оплату, что в этом году не предусмотрено бюджетом комиссии.
— Была ли обеспечена полная анонимность при тестировании? Ведь кое-кто закидывает постоянно действующему органу, что тесты можно было купить.
— Выводы следует делать, основываясь на достоверной информации. Процедура экзамена проходила публично, тестовые задания были разработаны специалистами ведущих юридических вузов и Национальной школой судей, проходили апробацию и отбирались с помощью специальной компьютерной программы. Никто не имел в своем распоряжении полного пакета заданий до дня проведения анонимного тестирования.
Анонимность обеспечивалась следующим образом: непосредственно перед началом тестирования автоматизированная система генерировала персональный (индивидуальный для каждого кандидата) код, который кандидат собственноручно фиксировал на бланке своего ответа. Бланки имели одинаковую форму, и правила их заполнения также были одинаковы.
Количество правильных ответов определяла автоматизированная система, что исключало вмешательство в этот процесс человека. Результат привязывался исключительно к персональному коду, указанному на тестовом бланке. После завершения тестирования все бланки сканировались, и компьютер выдавал результаты по каждому бланку.
Ответственно заявляю, что тесты, предложенные кандидатам на экзамене 5 июня, нельзя было купить. Тест лишь в одном экземпляре в электронном виде специальной доставкой был передан на печать в ГП «Центр оценивания качества образования».
Тесты печатались с соблюдением строгой конфиденциальности. Члены комиссии, все работники, вовлеченные в проведение тестирования, и кандидаты увидели их отпечатанными тогда, когда 5 июня при всех открывались сейф-пакеты.
— Почему вместо штрих-кодов в этом году комиссия ввела персональные коды кандидатов?
— В 2011 году для обеспечения анонимности теста комиссия, позаимствовав опыт Министерства образования при проведении внешнего независимого оценивания качества знаний
выпускников, использовала штрих-коды. Это сыграло свою положительную роль. Однако сложная процедура считывания штрих-кодов с бланков, аудиторных ведомостей, их расшифровки и персонализации вызывала определенное общественное недоверие.
Поэтому мы решили изучить международный опыт институций, подобных нашей, которые также проводят анонимное тестирование определенных категорий претендентов на должности. В октябре 2011 года делегация представителей комиссии и Национальной школы судей посетили с рабочим визитом Национальную школу судейства и прокуратуры Польши, где ознакомились с техническими достижениями коллег в проведении тестирования.
На основании их разработок мы решили внедрить в процедуру тестирования генерацию персонального цифро-литерного кода каждым кандидатом непосредственно перед тестированием. Были внесены изменения в форму бланка. Кандидат собственноручно вписывал в бланк свой код, который гарантирует невозможность коррекции ответов посторонним лицом.
— Почему комиссия решила объявить результаты тестирования в день его проведения?
— В прошлом году процесс проверки тестов продолжался почти неделю. Поскольку тестирование проводилось в Киеве, Одессе, Харькове, Львове, а проверялись тесты в Киеве, эта процедура заняла много времени. В этом году мы были готовы принять большое количество участников тестирования в одном помещении. Имеющаяся компьютерная техника была модернизирована, докуплена новая, что позволило отсканировать и обработать все бланки ответов в день тестирования.
Однако прежде всего ВККС как орган, который должен формировать профессиональный судейский корпус, заинтересована в обеспечении максимальной прозрачности, честности и объективности оценивания знаний кандидатов на должности судей.
В этом году ВККС приняла все возможные меры для обеспечения прозрачности тестирования: все действия, начиная с генерации персонального кода и заканчивая процессом сканирования бланков ответов, проводились в присутствии кандидатов и общественных наблюдателей, в том числе и экспертов по тестированию.
— Когда будут объявлены окончательные результаты анонимного тестирования?
— После проведения тестирования в ВККС поступили заявления от кандидатов на должности судей, в которых они ссылаются на то, что некоторые вопросы по состоянию на 5 июня 2012 года потеряли свою актуальность в связи с изменениями в законодательстве, а некоторые можно толковать неоднозначно. Чтобы утвердить результаты анонимного тестирования, комиссия должна иметь объективную информацию об актуальности предложенных кандидатам вопросов. Поэтому было принято решение о проведении мониторинга актуальности тестовых вопросов и анализа на предмет их соответствия нормативно-правовым документам.
Текущий мониторинг осуществляет Национальная школа судей. По состоянию на 1 июня 2012 года от нее никаких сообщений о том, что какие-либо вопросы из тестовой базы потеряли актуальность, комиссия не получала.
Утверждаться же результаты тестирования будут уже после получения соответствующего заключения Национальной школы судей.
— Как вы оцениваете: кандидаты лучше справились с тестами в 2011 или 2012 году?
— В этом году тесты были сложнее. Результаты показали достаточно высокий уровень знаний кандидатов. Из 100 баллов (100 вопросов теста), которые можно было набрать, наилучший результат показали 2 кандидата — они получили по 94 балла, самым низким был результат в 20 баллов. 2716 лиц набрали 50 баллов и больше, что является очень хорошим показателем.
«Каждый кандидат на стадии квалификационного экзамена будет проходить собеседование»
— Почему из первого отбора нельзя было набрать необходимого количества претендентов? Зачем было проводить второй, тратить на него средства? Возможно, стоит проводить отбор раз в 3 года (пока не закончится «срок пригодности» квалифэкзамена)?
— Закон не предусматривает формирование резерва с запасом, и это, думаю, правильно. Для новых вакансий будут объявляться новые конкурсы. Решая вопрос об объявлении отбора, комиссия учитывала реалии настоящего. На 2012 год, по прогнозу, появится 724 вакантных должности судей. В резерве на сегодня — около 85 лиц, он не является «действенным» для такого количества вакансий.
Задача ВККС — как можно быстрее заполнить свободные должности в тех судах, где вакансий больше всего, ведь неукомплектованность негативно отражается на осуществлении правосудия.
— Многие отмечают, что одним из самых главных недостатков сегодняшней процедуры отбора судей является невозможность проверить моральные качества претендентов. Какой выход из этой ситуации видит комиссия? Будут ли проводиться с кандидатами собеседования? Как вы относитесь к идее психологического тестирования?
— Эта задача крайне важная, но ее не так легко реализовать. Статья 70 закона
«О судоустройстве и статусе судей» обязывает проверять не только профессиональные навыки кандидата на должность судьи, его готовность осуществлять правосудие, но и его моральные и личные качества. Комиссия подошла к процедуре оценки кандидатов очень тщательно, обращала особое внимание на моральные качества и социальное поведение лиц, заявивших о своем желании осуществлять правосудие.
Действующее законодательство дало возможность гражданам влиять на процесс отбора судей путем предоставления ВККС информации о кандидатах. Такие сведения, если они достоверны, могут дать определенное представление о личности кандидата. Соответственно, комиссия будет учитывать моральные качества кандидата при принятии решения о рекомендации на назначение судьей.
В этом году ВККС изменит формат проведения квалификационного экзамена. Каждый кандидат на стадии квалифэкзамена будет проходить собеседование. Комплексный подход при определении его результатов будет заключаться в определении уровня теоретических знаний, практической подготовки и моральной готовности кандидата осуществлять правосудие.
Комиссия планирует разработать квалификационные характеристики для определения личных и моральных качеств кандидата. Я считаю, что привлечение психологов к процессу является прогрессивным и необходимым шагом. ВККС работает над решением вопроса о возможности перенять такой опыт.
— Нужна ли кандидатам, кроме специальной подготовки, стажировка в тех судах, где они намерены работать?
— Процедура, установленная ст.71 закона, не дает права заранее определить, появится ли вакансия в конкретном суде и будет ли кандидат там работать. Думаю, более важной является идея введения специализации кандидата в процессе учебы, чем стажировка в суде.
Приятно констатировать, что довольно много работников судов имеют желание стать судьями и становятся ими. Эти работники хорошо подготовлены для судебной системы. Очевидно, что им стажировка как таковая не нужна. Отмечу, что разрабатывался проект о внесении изменений в закон «О судоустройстве и статусе судей», которым предлагалось предоставить определенные преференции работникам суда при отборе кадров для судебной системы. Однако пока этот вопрос не рассматривался.
— Когда и где планируется провести квалификационный экзамен? Будет ли отличаться процесс его проведения от прошлогоднего? Чем именно?
— Формат квалификационного экзамена несколько изменился. Во-первых, речь идет о введении собеседования. Во-вторых, практическое задание будет максимально приближено к реальному процессу решения судебного спора.
Конкретную дату проведения экзамена пока еще назвать не могу. Ориентировочно — это конец августа — начало сентября. Принятое комиссией решение будет обнародовано на веб-портале. Сейчас мы прорабатываем положение о проведении квалификационного экзамена, которое планируем принять в июле.
«Шансы попасть на работу в суды Киева у тех, кто получил невысокие баллы, невелики»
— Требуют ли процедуры отбора кандидатов на должности судей и перевода судей законодательных изменений? Каких именно?
— Следует отметить, что любая процедура нуждается в совершенствовании. В определенной законодательной коррекции — и процедура отбора кандидатов на должности судей. Так, проблемы возникают на этапе принятия документов кандидатов.
Часть 1 ст.64 закона «О судоустройстве и статусе судей» одним из требований к кандидату на должность судьи устанавливает стаж работы в области права не меньше 3 лет. В п.2 ч.4 этой же статьи определено, что это стаж работы лица по специальности после получения им высшего юридического образования (образовательно-квалификационный уровень не ниже специалиста). Однако закон не дает четкого определения понятия «стаж работы по специальности». Отсюда возникают проблемы с определением специальностей и должностей, работу на которых следует засчитывать в стаж работы в области права.
Также, как я уже отмечал, усовершенствованию подлежит процедура проверки личных и моральных качеств кандидата на должность судьи и подходы к оцениванию и учету таких качеств в общем результате квалификационного экзамена каждого кандидата.
— Почему ВККС решила отсрочить введение специальной подготовки кандидатов? Есть ли гарантия, что в 2013 году обучение все-таки начнется?
— Не отсрочила, а системно работает и принимает все меры для реализации спецподготовки кандидатов. Это очень серьезное дело. К сожалению, почему-то считают, что достаточно несколько доработать программы для вузов — и дело сделано. Извините, но кандидаты на должности судей — это уже не студенты, из которых нужно «лепить» специалистов в области права! Это самодостаточные люди, профессионалы, по крайней мере такими они должны быть. Это обстоятельство должны осознавать прежде всего будущие преподаватели. С них мы и начали.
Кстати, мы вместе с профессором Владимиром Ротанем, другими научными работниками и судьями Верховного Суда работаем над внедрением методологии толкования законодательства в практику осуществления правосудия. На основании одноименного труда разработана специальная учебная программа, по которой уже проведено несколько учебных семинаров-тренингов для будущих преподавателей, которые в Национальной школе судей и ее филиалах будут вести этот предмет.
— Вернемся к проблеме заполнения судейских вакансий в некоторых восточных областях. Принимает ли комиссия меры, чтобы стимулировать «резервистов» занимать должности в «непопулярных регионах»?
— Судьи с недостаточной профессиональной подготовкой вряд ли справятся с огромным потоком дел в центральных судах. Так что шансы попасть на работу в суды Киева у тех, кто получил невысокие баллы, невелики. Если предложение работать в других регионах кандидата не будет устраивать, он может остаться в резерве. Затем возникнет необходимость пройти специальную подготовку в Национальной школе судей и новый отбор, однако шансы попасть в судебную систему уменьшатся, поскольку повысится проходной балл.
Однако есть и положительные моменты. Сегодня необходимо ставить вопрос об обеспечении служебным жильем судей, работающих на периферии. Кроме того, нынешний закон предоставил будущему судье возможность для роста. Например, кандидат набрал 63 балла и согласен работать в районном суде удаленного региона. Если человек зарекомендует себя как профессионал, добросовестно будет выполнять свою работу, то при наличии вакансии, например, в суде областного центра ему достаточно будет написать заявление в комиссию. Мы должны будем его рассмотреть и с учетом заслуг судьи рекомендовать на эту должность.
— Вы считаете нормальной ситуацию, когда «резервисты» покидают свои дома, например в Киеве или Львове, и едут работать судьями в Донецк или Харьков?
— Если кандидат претендует на должность в суде, расположенном не там, где он постоянно проживает, — это сознательный выбор. Понятно, что сегодня жизнь судьи осложняют бытовые вопросы, в частности жилищный. Если все же удастся его решить с помощью программы «Доступное жилье», убежден: вопрос заполнения вакансий в так называемых непопулярных регионах впоследствии потеряет актуальность.
Бывает и так, что один из супругов работает в другом городе, и с ним живут дети, а второй — судья, который ежедневно вершит человеческими судьбами, находится далеко от семьи и страдает морально и физически. Судья — человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Я склонен принимать во внимание такие обстоятельства как причину перевода, но на первом месте остается квалификация судьи, а также его деловые и моральные качества.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 3.37 МБ)
И.Самсин: Количество кандидатов на должности судей не может в десятки раз превышать количество вакансий
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!