Закон і Бізнес


Марина Томаш

О некоторых «дырах» в новом пакете налоговых изменений


Марина Томаш - советник, руководитель налоговой практики АО "Спенсер и Кауфманн"

3384

Недавно представленный в профильном комитете Верховной Рады пакет налоговых изменений, предполагающий корректировку в администрировании налогов, изменения по налогу на прибыль, НДС и НДФЛ, помимо заявленных положительных моментов, содержит нормы, которые в случае их реализации могут ухудшить условия ведения бизнеса в Украине.


Администрирование

На сегодняшний день проектом предлагается предоставить контролирующему органу возможность погашения налогового долга плательщика путем взыскания средств в виде наличности, принадлежащей такому плательщику, и/или с его банковских счетов без предварительного обращения в суд (п. 95.5 НКУ в редакции, предлагаемой проектом). В то же время, это будет возможно в случаях, когда налоговый долг возник в результате неуплаты денежного обязательства и/или пени, определенных налогоплательщиком в налоговой декларации или уточняющего расчета.

На практике всегда возникают технические вопросы в связи с декларированием (например, при декларировании произошла ошибка/сбой), и виновником в данном случае будет не предприятие. Однако деньги с его счета будут все равно взысканы «в счет погашения» и без обращения в суд. Кроме того, остается неясной имплементация данной нормы с технической стороны – проект ничего в этом плане не предлагает. Поэтому представляется, что правильней было бы вообще не включать данную норму в проект.

Фактические проверки

Проектом предусмотрена конкретизация подпункта 80.2.6 НКУ. Если инициатива будет поддержана, то фактическую проверку будут проводить в случае выявления по результатам предыдущей проверки нарушения законодательства по вопросам: не проведения расчетных операций через РРО с фискальным режимом работы, проведения расчетных операций на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг), наличия лицензий, свидетельств, соблюдение работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами) и др.

Таким образом, законодателю предлагают закрепить, как одно из оснований для фактической проверки, нарушение оформления трудовых отношений с работниками. Учитывая, что параллельно идет работа по подготовке нового КЗоТа, проблема с проверками налоговой на предприятии может возникнуть у многих.

Налог на прибыль

Признанные штрафы, пеню, неустоку, начисленные в соответствии с законодательством и в соответствии с гражданско-правовым договорам, предлагается исключить из налоговых расходов.

Если такая корректировка будет поддержана, это приведет к тому, что плательщиков налога на прибыль будут наказывать дважды: первый раз когда они заплатят штраф, второй - когда на эту сумму штрафа не будет уменьшаться объект налогообложения по налогу на прибыль. Другими словами, не имея возможности учесть эту сумму в расходах, прибыльные налогоплательщики заплатят с нее налог. Также стоит обратить внимание на новую корректировку (разницу) на сумму расходов на ремонт, реконструкцию, модернизацию или другие улучшения непроизводственных основных средств или нематериальных активов, отнесенных к расходам в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международных стандартов финансовой отчетности.

Соответствующие положения сегодня содержатся только разъяснениях фискальной службы относительно того, что такие расходы нельзя учитывать в налоговом учете. Представляется, что если эти расходы не влияют на размер амортизируемой стоимости основного средства, а напрямую идут в расходы по бухгалтерскому учету, исключение таких сумм их налоговых расходов будет противоречить общей концепции «сближения налогового учета с бухгалтерским», так как опять возникает разделение на хоздеятельность и не хоздеятельность.

Попытку прописать в проекте норму по резервам безнадежной задолженности нельзя назвать удачной. Так, авторы документа через запятую указали о списании дебиторской задолженности через резерв, но при этом, что делать со списанием без резервов, по «безнадежке», которая не соответствует критериям безнадежности, осталось неясным.

Стоит учесть, что проблематика норм о безнадежной задолженности состоит в том, что на сегодня, сформированные в отчетном периоде резервы безнадежной задолженности, исключили из налогового учета (данные резервы формируются через расходы), а дальнейшее использование таких резервов  в расходы не включили. При этом, в бухгалтерском учете, если списание дебиторской задолженности происходит через ранее сформированный резерв, второй раз при списании в учете расходы не возникают. Ввиду такой манипуляции законопослушные налогоплательщики могут потерять и теряют достаточно большие суммы расходов для целей расчета налога на прибыль.

НДС

Проектом предлагается изменить сроки регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки к ним, а именно:

- для налоговых накладных / расчетов корректировки к налоговым накладным, составленных с 1 по 15 день (включительно) календарного месяца - до последнего дня (включительно) месяца, в котором они были составлены;

- для налоговых накладных / расчетов корректировки к налоговым накладным, составленных с 16 по последний день (включительно) календарного месяца - до 15 числа (включительно) месяца, следующего за месяцем, в котором они были составит нет.

Таким образом, законопроектом фактически увеличены сроки для регистрации налоговых накладных, так как по действующей редакции такой срок составляет 15 календарных дней, следующих за датой возникновения налоговых обязательств, отраженных в соответствующих налоговых накладных и / или расчетов корректировки.  В данном контексте, датой возникновения налоговых обязательств является дата первого события, это или оплата, или отгрузка.

Эта норма может иметь негативное влияние, так как предприятия, ожидающие налоговый кредит по первому событию, будут иметь сложности при  «планировании» своего НДС. Поэтому представляется, что в данном пункте целесообразно оставить привязку к первому событию.

Единый налог

За предприятиями на едином налоге хотят законодательно закрепить обязанность уплачивать авансовый взнос по налогу на прибыль при выплате дивидендов. На сегодняшний день в данном вопросе есть лишь разъяснения фискальных органов, которые не подтверждены прямыми нормами закона.

На наш взгляд, данную норму стоит вообще исключить. В частности, - предложенный пп. 297.4 НКУ. Так как введение необходимости уплаты авансового взноса по налогу на прибыль при выплате дивидендов для единщиков является дискриминационной нормой по отношению к таким предприятиям. Так как по своей сути авансовый взнос это налог на прибыль, а плательщики единого налога (ЕН) освобождены от уплаты налога на прибыль.

Особенно, эта норма является дискриминационной относительно 4 группы ЕН (это бывшие плательщики фиксированного сельхозналога): во-первых, налогоплательщики 4 группы до 01.01.2015 вообще были освобождены от уплаты такого авансового взноса (была прямая норма); во-вторых, остается непонятным, как технически рассчитывать размер таких взносов. Сам расчет авансового взноса при выплате дивидендов имеет определенный механизм (пп. 57.1 прим 1.2 НКУ), который зависит от финансового результата, на основании которого, в расчет берется объект налогообложения для налога на прибыль и сравнивается с суммой дивидендов. Если дивиденды больше, авансовый взнос платится с сумы превышения дивидендов над объектом налогообложения.

То есть, налоговый кодекс предусматривает конкретный механизм расчета авансового взноса, который зависит от налогооблагаемой прибыли, а у 4 группы ЕН – объект для единого налога не налогооблагаемая прибыль (доходы –расходы), а количество земли, которая находится на балансе у налогоплательщика.

***

Напомним, что довольно объемный проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины», подготовленный Министерством финансов Украины, сейчас активно обсуждается в деловых кругах и профессиональных объединениях. Финальную версию документа Министр Данилюк пообещал представить уже к концу сентября. Таким образом, остается надежда, что замечания, высказанные экспертами, будут учтены перед официальной регистрацией проекта в парламенте.