Закон і Бізнес


Не мав юрист клопоту…

Коли адвокатам потрібно відмовлятися від надання своїх послуг


Приймаючи рішення про надання послуг «проблемному» клієнтові, важливо не забувати слова героя кінострічки «Адвокат диявола»: «Марнославство — мій улюблений з гріхів».

№29 (1275) 16.07—22.07.2016
ІРИНА КОНДРАТЬЄВА, лента.ру
5039

Не відпускати старих клієнтів і залучати нових — одне з головних завдань кожної успішної юрфірми. Але є ситуації, коли клієнтові — сьогоднішньому чи майбутньому — просто необхідно сказати «ні». Про те, в яких випадках слід відмовляти тим, з ким фірма працює вже давно, і чому не варто братися за кожну справу «з вулиці», розповідають західні експерти видання Law360 та їхні російські колеги.


Поводы насторожиться

«Сегодня юристы часто стараются брать любых клиентов, которые постучали в дверь, – и это ошибка, – считает глава по маркетинговым стратегиям компании LawLytics Лэрри Боудин. – Вы же хотите, чтобы вас оценили за то, что вы действительно хорошо делаете, что вам нравится и что приносит значительный доход».

«Клиенты с проблемами и проблемные клиенты – это не одно и то же», — замечает партнер nossaman LLP Патрик Ричард. Со второй категорией на успех рассчитывать не стоит, уверен он, — ваши ожидания, особенно при литигации, не совпадут. Если к вам пришел новый клиент, надо быть начеку и обращать внимание на знаки того, что впереди поджидают неприятности, предупреждают американские юристы. Однако иногда отказывать приходится и действующим клиентам — и тут ситуация усложняется.

Если к вам пришел новый клиент, то стоит посмотреть, сколько консультантов он сменил до вас. Те, кто «скачет» по юристам, – самая опасная группа. Партнер Bradley Arant Boult Cummings LLP Пол Болус, возглавляющий направление работы с клиентами, предупреждает: если у клиента вы четвертый по счету, есть повод задуматься – возможно, дело в его нежелании платить или в вопросах этики. «Конечно, это красный флаг», – говорит он. «Самое лучшее, что можно сделать, – позвонить предыдущему юристу». Постоянная смена консультантов — это признак того, что с человеком непросто работать: возможно, на счету сидящего перед вами человека и иски к юрфирмам — и об этом действительно лучше знать заранее.

Еще одна причина не связываться с клиентом – завышенные результаты от рассмотрения дела. Вопрос касается как сроков рассмотрения, так и возможной суммы, которую рассчитывает отсудить клиент. «Клиент может полагать, что разбирательства принесут ему горшочек с золотом, а вы видите, что там будет пара монет, – говорит партнёр Crowell & Moring LLP Грегори Колл. – Если вы пойдете дальше по этому пути, то с клиентом возникнут трудности». О нереалистичных ожиданиях лучше предупредить заранее, уверен он. «Если клиент говорит о том, что дело очень простое, то стоит повысить бдительность. «Плевых дел» не бывает. Я хорошо работаю и получаю хороший результат, но есть другие переменные, я не могу выигрывать каждое дело», – делится Г.Колл.

Отказать клиенту стоит и в том случае, если дело идет вразрез с этическими нормами. «Приличные фирмы отказывают, когда видят, что их нанимают для «грязных» дел, например, консультирование по выводу активов, уклонению от налогов», – говорит управляющий партнер KK&P Максим Кульков. Хотя, по словам управляющего партнера юрфирмы «ЮСТ» Евгения Жилина на практике ситуация, при которой клиент хочет от адвоката чего-то, что не соответствует требованиям закона, встречается очень редко.

Другая нередкая причина отказа, боязнь оказаться под политическим преследованием, либо в центре нелицеприятного скандала. Большинство западных фирм осуществляют строгую процедуру проверки новых клиентов на предмет легальности их капитала, вовлеченности в сомнительные операции, репутации бенефициаров.

Проблемой может оказаться и слишком эмоциональный клиент. «Хороший юрист должен понимать, что ситуация, в которой оказался клиент, часто вызывает у него страх, который может вылиться в том числе и в злость или фрустрацию. Хороший консультант должен проявлять эмпатию, когда клиенту сложно», – говорит П.Ричард.

Но не все его коллеги столь же щедры на поддержку. «Некоторые могут думать только о собственном иске... Я рад оказать поддержку, но я бы предпочел делать это за почасовую оплату», – иронизирует партнер Dhillon Law Group Брэндон Баум.

Как не навредить

Обычно юристы отказываются от дел, сторонами по которым являются клиенты компании. Но иногда конфликты не столь очевидны. Там, где практика еще не сложилась, новый клиент может затянуть юриста на позицию, противоположную позиции нынешнего клиента, что в будущем может создать неудобную ситуацию, предупреждают юристы Law360.

Г.Колл рассказал, что его компания вынуждена была отказаться от дел в несформировавшихся областях права. «Юрфирмы могут отстаивать одну позицию, а не обе. Мы не смогли взять дело, потому что позиция, которую надо было занять, шла вразрез с интересами нынешних клиентов».

П.Болус согласен, что юрфирмы должны внимательно рассмотреть потенциальные негативные последствия от дела нового клиента. «Надо долго и тщательно всё продумать, особенно если дело публичное, – говорит он. – Иначе у компании в дальнейшем могут возникнуть проблемы. Если речь идет об области права, где практика недостаточно сформирована, то можно нечаянно создать новые правила игры, неудобные для нынешних клиентов. Это то, над чем надо серьёзно задуматься, – и, возможно, клиенту придется отказать».

Как отказать тем, кто платит

Основные причины для отказа, сходятся юристы, — отсутствие специализации и конфликт интересов по конкретному вопросу. В таком случае безопасно дать рекомендацию надежному поставщику услуг. Однако стоит помнить, что ответственность за качество его работы клиент все равно будет возлагать на юридическую фирму: прямо или косвенно.

Можно попробовать развить соответствующую практику и разобраться с вопросом самостоятельно. «Так делают некоторые бутиковые юридические фирмы, у которых доверительные отношения с клиентом не предполагают и иного подхода. При возникновении конфликта интересов ключевым вопросом является наличие производственных ресурсов, квалифицированных сотрудников, которые смогут работать параллельно, сохраняя детали обоих проектов под вуалью конфиденциальности», — говорит глава компании White Collar Marketing Иван Апатов. Тем не менее, такой вариант не всегда возможен — вести споры сразу за обе стороны нереально.

Отказ от проекта может быть связан и с отношениями. «Есть определенная категория клиентов, с которыми скорее теряешь, чем зарабатываешь: деньги, моральный дух сотрудников, а иногда и собственное лицо. И здесь действует рациональный принцип сохранения своих ресурсов. Как в том анекдоте, когда в ответ на ободрительные слова «ты умный, у тебя получится» собеседник отвечает: «Я мудрый, я даже не буду браться», — дает совет И.Апатов.