Рудольф фон ІЄРІНГ: «Спосіб витрати грошей є одним з найкращих мірил для оцінки характеру і ступеня розвитку людини»
В основании эгоистическаго самоподдержания лежит мысль эгоизма о том, что субъект существует для самого себя и в самом себе имеет цель своего существования. Из трех указанных нами выше направлений или видов самоподдержания физическое представляет низшую форму, в которой вообще цель у человека проявляется; она возвращает нас к той ступени, на которой мы в гл.II впервые встретились с ней среди одушевленнаго мира, — к ступени животнаго.
Глава V.
Цілі егоїстичної самопідтримки
Фізична самопідтримка
Первая волевая цель, ранее всего намечаемая человеком, указана ему природой наравне с животным — поддержание, сохранение его собственнаго существования.
Чувство недовольства, недомогание и боль научают его тому, что он должен считать противным его природе и чего он должен избегать; чувство довольства и наслаждения, чувство телесной бодрости вызывают в нем уверенность в том, что он удовлетворил условиям жизни. Но способ, посредством котораго человек достигает такого результата, под влиянием человеческаго разума принимает другую форму, нежели у животных. Я разумею здесь не только познание более совершенных условий жизни и заботу о них, но и свойственную человеку способность оглядываться назад, в прошедшее, заглядывать вперед, в будущее.
Физическое самосохранение животнаго рассчитано, за немногими исключениями, лишь на ближайший момент: утолив голод, животное не заботится о следующем дне. И таким самосохранением руководит единственно собственный личный опыт животнаго. Напротив того, у человека оно основывается в этом последнем смысле не только на собственном, но и на чужом опыте, и притом на опыте не только отдельных лиц, но и целаго рода.
В первом отношении оно проявляется в том, что уже в настоящем заботится о будущем, выражая эту заботливость в особенности обеспечением будущих средств существования. Такая забота о наступающем дне, вызванная горьким опытом, который человечество приобрело в то время, когда природа перестала доставлять все без всяких усилий со стороны человека и в достаточном изобилии, представляет первоначальный практический мотив имущества, т.е. стремления, направленнаго не только на удовлетворение данной, настоящей потребности, но и на приобретение, скопление средств к поддержанию жизни в будущем.
Економічна самопідтримка
Таким образом, мы переходим ко второму виду самоподдержания — экономическому. В мире животных встречаются только слабые, единичные его задатки. Примыкая по своему логическому и историческому происхождению к целям физическаго самоподдержания, экономическое самоподдержание относительно его целей и задач возрастает по мере развития жизненных целей.
Обеспечение предстоящей жизни превращается в обеспечение будущаго благосо¬стояния; приобретение потребнаго и необходимаго приуготовляет путь к излишку, довольству; за удовлетворением желудка следует удовлетворение глаза, ума, чувства. Везде имущество, как усердный и всеподготовляющий слуга, служит культуре, непре¬станно открывающей новыя потребности и цели. Ни у личности, ни у общества, ни у государства мы не найдем такой цели или такой задачи, которым бы имущество не споспешествовало самым действительным способом; нет такой добродетели или такого порока отдельнаго лица или народа, которые не нашли бы своего выражения в имуществе.
Способ траты денег является одним из лучших мерил для оценки характера и степени развития человека — он весь высказывается в тех целях, ради которых расходует свои деньги. Способ их добывания часто не зависит от его власти, но способ их расходования всегда бывает делом его свободнаго решения. Никакая красивая фраза, никакая возвышенная речь, никакой поток слов или слез не имеют той убедительной силы, какою обладает монета, выходящая из кармана; нередко расходная книга человека лучше свидетельствует о его истинном характере, чем его дневник.
Завдання майна. Його правова форма
Такой переход имущества от его первоначальной функции обеспечения физическаго существования к всеобъемлющей цивилизаторской миссии и этическому значению был бы немыслим, если бы оно для значительной части народонаселения не сохранило (все равно — исключительно или преимущественно) своей первоначальной функции продления физическаго существования. Сила имущества в руках того, кто имеет больше, чем сколько нужно для обеспечения физических потребностей и далее для благосостояния, зиждется на том, что другие имеют меньше и, следовательно, вынуждены добывать недостающее трудом и беспрерывно зарабатывать себе средства к жизни.
Цель продления жизни вызвала имущество, — без имущества для жизни нет обеспеченнаго будущаго; общая цель и той и другого приводит к праву — без права нет обеспечения ни для жизни, ни для имущества.
Форма, в которой право в объективном смысле дает охрану обоим интересам, есть, как известно, форма права в субъективном смысле. Иметь право означает: существует нечто для нас, и государственная власть признает это, охраняет нас. Это нечто существующее для нас бывает:
Во-первых, мы сами.
Все относящееся сюда находит юридическое выражение в праве личности. Этическим основанием этого понятия является положение: человек служит сам для себя целью. Раб существует вовсе не для себя, но только для своего господина; он не является целью для себя самого, а только средством для чужих целей.
Во-вторых, вещь.
Выражением отношения, определяющаго значение вещи для наших целей, служит право на вещь или собственность в обширном смысле (в таком смысле это выражение упо¬требляется философами и политико-экономистами; обнимает собою собственность в том смысле, в каком ее понимают юристы, — владение, права на чужую вещь и наследственное право).
В третьих, лицо, понимаемое, с одной стороны, во всей его целостности и в связи с взаимными отношениями, определяющими его предназначение (правовыя отношения семьи), и, с другой — по отношению его к отдельным обязанностям и требованиям, предъявляемым к нему.
И наконец, государство.
Юридическим выражением для определения его отношения к нам будет государственное гражданское право.
Поняття про право
Праву противополагается обязанность. Первое выражает, что нечто существует для нас, вторая, что мы существуем для другого, но не в том смысле, чтобы этим другим поглощалась вполне цель нашего назначения (такое отношение было бы рабством), а в том, что подобное, определяющее наше бытие отношение представляется лишь одним из моментов общей цели нашего существования.
Обязанность есть право по отношению к лицу в его воздействии на это последнее. Она проявляется над личностию обязаннаго совершенно так же, как собственность над вещью, — именно как состояние пассивной связанности — passive gebundenheit. Я рассматривал ее под этим названием в моих Jahrbuchern, т.X., стр.387 и след.), выражаясь юридически при определении такого правоваго отношения. Обязанность — понятие не только юридическое, но и моральное (гл. VIII); существуют чисто моральныя обязанности, признаваемыя таковыми этическим сознанием народа, но не признаваемыя законами государства. Другими словами, нравственное сознание понимает назначение человека по отношению к другим людям в смысле более обширном, чем тот, в котором это назначение может и должно быть признаваемо государством.
Все сказанное здесь о праве и обязанности можно выразить в следующих трех положениях:
1. Я существую для себя.
2. Мир существует для меня (в этих двух положениях лицо выражает занимаемое им правовое положение, но мир, как эхо, откликается ему третьим положением).
3. Ты существуешь для меня, и тем самым мир противопоставляет праву обязанность.
На этих трех краеугольных положениях зиждется не только весь правовой, но и весь этический мировой порядок: наша частная и семейная жизнь, гражданский оборот, общество, государство, международный оборот, взаимныя отношения народов как современных, так и уже давно исчезнувших (гл.VIII).
Праця
Возвратимся к имуществу, которое подало нам повод к этому вводному рассуждению. В юридическом понятии имущества по отношению к человеку заключается то положение, что природа существует исключительно для него. (Так у римскаго юриста: omnes fructus rerum natura hominum gratia comparavit, 1.28 §1 de usur.) Но природа не дарит своих благ: человеку приходится завоевывать их у нея. Если для этого недостаточно его собственной силы, он должен прибегнуть к помощи чужой, которая приобретается им вообще лишь посредством эквивалента — возна¬граждения. Оказывая правовую защиту сделкам, основанным на таком притязании к чужой рабочей силе, право признает необходимость такого притязания. Таким образом, труд наряду с вещью входит в сис¬тему имущественнаго права.
Наравне с имуществом, которое постепенно от заботы о физическом существовании возвышалось до высших целей, развивается и труд. Сначала он проявляется в первобытной форме — в возделывании поля и в добывании всего того, что нужно для физическаго существования, и затем уже, с успехом культуры, он восходит до более и более возвышенных функций и задач.
Работник выменивает деньги на рабочую силу, наниматель — эту последнюю на деньги; обоим им то, что они получают, нужнее того, что они имеют. В вознаграждении заключается средство направить избыток рабочей силы, которая иначе или оста¬валась бы в бездействии, или же не вполне окупалась, таким образом, чтобы сила эта получала наилучшее применение в интересе как самого работника, так и общества.
Міновий оборот
То же повторяется и при обмене вещи на другую вещь (меновой оборот в юридическом смысле) или на деньги (купля). Для обеих сторон выгода заключается в том, что взамен не имеющаго никакого или, по крайней мере, надлежащаго употребления предмета получается нечто такое, чем можно пользоваться. Таким образом, договор мены является формою, необходимою для такого перемещения вещи, при котором она могла бы достигнуть своего назначения.
Нет вещи, которая бы оставалась на долгое время там, где она не исполняет своего назначения; всякая вещь приискивает себе своего настоящаго собственника: наковальня — кузнеца, скрипка — музыканта, изношенное платье — бедняка, Рафаэль — картинную галерею. (Само собою разумеется — в пределах только той области, в которой вообще для нея возможны поиски. Рафаэлю открыт весь мир, наковальня же ограничена окрестными кузницами. То же самое и в отношении рабочей силы: обыкновенный фабричный рабочий не может искать работы так далеко, как образованный техник; швея не может равняться в этом отношении с певицей, сель¬ский учитель — с ученым.)
Меновой оборот можно назвать экономическим провидением, которое помещает каждый предмет (вещь, рабочую силу) на место, соответствующее его назначению.
Говоря о назначении вещи, мы перенесли понятие о цели, ограниченное согласно нашему собственному учению лицом, на нечто чисто вещное. Как же согласовать это? Ответ не труден. Приведенное выражение обозначает, что лицо признает в вещи средство, пригодное для достижения своих целей, тем самым лицо придает вещи в виде ея назначения, в виде ея цели (объективной, вполне совпадающей с субъективною) именно те качества, которых оно от нея требует.
Экономическая цель пред¬метов есть не что иное, как признаваемая за ними с точки зрения субъективнаго, экономическаго понятия о цели пригодность их для человеческих целей, без различия того, свойственна ли эта пригодность самой сущности предметов или же только придана им посредством человеческаго труда. Полезность, пригодность, целесообразность, назначение, цель вещи — каким бы оборотом речи мы ни воспользовались, все основано на акте, уже указанном ранее при исследовании понятия о цели у животных, а именно — на целеотношении или на установлении связи между самим собою и целью, и притом на акте не конкретном, а абстрактном, т.е. на суждении, выраженном вообще, независимо от отдельнаго акта воли. Цели вещей суть не что иное, как цели лица, которых оно достигает посредством этих вещей, — расширение горизонта человеческих целей указывает на тот же факт и относительно вещей.
Договор мены предоставляет каждой стороне то, что для ея целей относительно пригоднее, чем уже принадлежащее ей; поэтому, с точки зрения лица, договор этот может быть рассматриваем как акт экономическаго самоподдержания, а следовательно, меновой оборот, представляющий правильный порядок таких единичных актов, — как система или организация экономическаго самоподдержания человека. Чем больше развивается меновой оборот, чем шире распространяется область, охватываемая им, чем более нарастают экономическия блага, запасы, изделия и т.д., эксплуатируемыя им, тем возможнее, легче и удобнее становится экономическое самоподдержание отдельной личности.
Новый предмет торговли тысячам людей доставляет кусок хлеба; открытие, сокращение пути, усовершенствование перевозочных средств, понижение провозной платы, короче, все, что способствует более широкому практическому применению вещей и рабочей силы, распространяет жизнь и благосостояние там, где при других условиях господствовали бы нужда и бедствие; человек, который прежде умер бы с голоду, ныне пользуется достатком.
Договір
Формою меноваго оборота является договор. Юрист определяет договор как единение воли (consensus) двух лиц. С юридической точки зрения это совершенно верно, так как в воле лежит связующий момент договора. Но мы, имея при всем настоящем исследовании в виду главным образом не волю, а цель, как определяющей ея момент, должны смотреть на этот предмет с другой и, я полагаю, более поучительной стороны.
Если цель определяет волю, то соединение, совпадение воли двух или нескольких лиц (convenire, conventio) в одном и томе же пункте доказывает, что в этом пункте встречаются их цели или интересы, что условленное в будущем действование одной или обеих сторон способно достигнуть этой удовлетворяющей и ту и другую сторону цели. Посредством передачи проданной вещи за условленную цену оба, и покупатель, и продавец, до¬стигают того, что они поставили себе целью. Они констатируют посредством договора это совпадение интересов, но оно является для участвующих в договоре лиц не предметом теоретическаго разумения, не результатом сознания зависимости их обоюдных спекуляций от стечения одних и тех же обстоятельств, а практическою целию кооперации, ради которой они соединились.
Но совпавшие в известное время интересы могут впо¬следствии разойтись. В этом случае у стороны, интересы которой изменились, возникнет желание, чтобы договор не исполнялся, между тем как другая сторона останется при прежнем желании. Если бы при таком положении в дело не вмешалось правовое принуждение, охраняющее однажды заключенный договор, то за отсутствием в данное время совпадения интересов осуществление прежняго соглашения оказалось бы невозможным.
Право
Признание обязательной силы договора, с точки зрения идеи о цели, есть не что иное, как ограждение первоначальной цели от вреднаго влияния последующаго разъединения интересов или изменения, происшедшаго в оценке их одною из сторон, или, другими словами, правовое для договора безразличие, изменение интересов. (Там, где право, в виде исключения, допускает уничтожение договора по обстоятельствам, наступившим после его заключения (например, отказ от мандата, выход из товарищества, заявление о прекращении депозита до назначеннаго срока, уничтожение договора найма (1. 3 Cod. Loс. 4, 65), оно говорит стороне: обсуди данное отношение сообразно с настоящим положением твоего интереса, пусть договор будет для тебя исключительно вопросом интереса.)
Настаивающий на исполнении первоначальнаго договора показывает тем самым, что его интерес остался тот же, противник же его, уклоняющийся от исполнения, — что его интерес или его мнение об этом последнем изменились. Если же интерес или оценка его изменились у обеих сторон, то договор остается без исполнения.
Лицо, т.е. цель его физическаго самосохранения, создало имущество, т.е. цель правильнаго и обеспеченнаго осуществления вышеуказанной первой цели. Лицо и имущество, в свою очередь, обу¬словливают необходимость права, т.е. ограждения их обоюдных целей, которыя без права зависели бы от одной физической силы субъекта, посредством силы, превосходящей силу каждаго из отдельных индивидов, а именно — государственной власти. Поэтому понятие о праве за¬ключает в себе два момента: систему целей и систему их осуществления. Подобно тому, как лицо и имущество необходимо вызывают собою право, так последнее неминуемо приводит к государству; не (логическая) сила отвлеченнаго понятия, а (практическая) производительная сила цели необходимо создает одно из другаго.
Правова самопідтримка
Право охватывает лицо со всех сторон его существования. Охрану, удержание за собою такого положения, отведеннаго ему правом, мы называем правовым самоподдержанием лица. Оно простирается на все, что составляет сущность лица и что принадлежит ему: тело и жизнь, честь, имущество, семейство, общественное, правовое положение. В отношении имущества это понятие, с перваго взгляда, вполне поглощает собою понятие об экономическом самоподдержании; если бы это было так, то мы могли бы обойтись без этого последняго понятия. Но дело в том, что оба понятия не покрывают друг друга.
Целью экономическаго самоподдержания, т.е. имущественнаго приобретения, является не право, а вещь — будь это иначе, ни один вор не стал бы красть, так как посредством кражи он добывает не право, а вещь. Поэтому-то для чисто экономической цели приобретения вещи и для средств к такому приобретению имеет решающее значение цена вещи. В этом можно убедиться на том же воре — ради гроша он не станет подвергать себя той же опасности, на которую рискнет из-за тысячи талеров; точно так же и работник не станет одинаково напрягать свои силы и за один, и за десять талеров.
Та же точка зрения приложима и к экономическому сохранению вещи: никто не пожертвует десятью талерами для возвращения одного утраченнаго талера. Таким образом, экономическая цена имеете решающее значение и для сохранения вещи.
Но цена эта не имеет решающаго значения при защите права на вещь; в этом случае цена может иметь значение, но может и не иметь его. Борьба за право на вещь слагается иногда таким образом, что лицо является принимающим в ней сострадательное участие, и тогда дело идет уже не о вещи, а о лице, об охранении его самого как субъекта права. При этом экономический момент не имеет никакого значения, как и при правонарушении, прямо направленном против лица, например при оскорблении чести.
Подробное исследование, которому я подверг правовое самоподдержание в моей «Борьбе за право», избавляет меня от необходимости снова подробно рассматривать его в этом сочинении (Я не считаю себя виновным в нередко появляющейся карикатуре на мое воззрение, по которому следует, будто бы следует вести процесс из-за каждаго спорнаго права; я достаточно ясно изложил условия, необходимыя, по моему мнению, для признания обязанности охранять право. Но к чему служит самая полная объективная ясность, когда в голове читателя царит «субъективная темнота», когда за оценку сочинения берутся люди, не умеющие читать, люди, которые, дойдя до конца книги, не знают, что они прочли раньше, и поэтому приписывают автору сочинения измышления, отвечать за которыя должно было бы исключительно их собственное беспорядочное чтение и мышление.).
Обозрение трех направлений эгоистическаго самоподдержания выяснило пред нами не только главныя цели индивидуальнаго, в самом себе замыкающагося, существования, но и практическую производительную силу понятия о цели. Это понятие неудержимо влечет нас вперед от одного понятия к другому: от лица — к имуществу, от них обоих — к праву, от права —к государству. Поддержание физическаго существования невозможно без правовой защиты, не обеспечено без имущества; это последнее приводит нас к договору и к обороту; все вместе взятое обусловливает собою, как необходимое последствие, общество; право требует государства. В этом развитии целевой идеи не может быть остановки, пока оно не до¬стигнет своей высшей точки.
Отсюда следует, что усвоенное нами до сих пор отношение к индивиду заключается не в том, чтобы допускать возможность изолирования его, ограничения самим собою, — тогда мы не могли бы рядом с положением «я существую для самого себя» поставить два другия положения — «мир существует для меня» и «я существую для мира», а в том, что мы стремимся указать положение, занимаемое им по отношению к миру, рассматриваемому индивидом исключительно с точки зрения своего собственнаго интереса. Задачею по¬следующаго изложения будет показать, каким образом этот интерес, пользуясь услугами мира, сам служит этому миру.
Коментарі
До статті поки що не залишили жодного коментаря. Напишіть свій — і будьте першим!