Закон і Бізнес


УЕФА теряет права

Украинцы продемонстрировали неуважение к интеллектуальной собственности


Пока Мишель Платини пытается решать конфликты мирным путем.

№16 (1055) 14.04—20.04.2012
АЛЕКСЕЙ ПИСАРЕВ
3388

Украина по количеству нарушений авторских прав УЕФА уже опередила предыдущих хозяев чемпионата Европы. Кабмин подготовил законопроект, который должен был бы защитить права организации, но, похоже, проблема не в нормах, а в обычном неуважении к чужой интеллектуальной собственности.


От бумаги до вилок

 «Ответ на вопрос, кто может использовать торговые марки УЕФА, очень прост: никто, кроме самого УЕФА и его коммерческих партнеров», — отметила начальник отдела правового обеспечения и защиты прав Государственной службы интеллектуальной собственности Инна Шатова, начиная заседание, посвященное защите торговых марок УЕФА, которое состоялось в пресс-центре ИА «Лигабизнесинформ». Несмот­ря на то что по собственному желанию использовать торговые марки УЕФА нельзя, многим предпринимателям очень бы этого хотелось. В результате в Украине, где никто и никогда особо не волновался по поводу интеллектуальной собственности, зафиксировано около 240 случаев нарушения прав союза футбольных ассоциаций. И это при том, что на последних чемпионатах Европы УЕФА зафиксировал только 120 соответствующих нарушений.

С приближением турнира количество противоправных действий только увеличивается. Так, по словам советника Юридического бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Тараса Кислого, ежемесячно приходится реагировать на 3—4 таких случая. Достаточно часто авторскими правами пренебрегают туристические агентства, банки, рестораны. Даже производители пива и крепких алкогольных напитков пытались незаконно использовать торговые марки УЕФА.

Вместе с тем в 90% случаев правонарушение прекращается после преду­преждения юристов. «Никто не рискует идти против УЕФА, ведь государство декларирует такую большую поддержку чемпионату», — констатирует Т.Кислый. В свою очередь союз, по его словам, не пытается заработать на нарушителях. Он стремится сохранить не только свои логотипы, но и репутацию, поэтому требует прекратить нарушать авторские права, а не заплатить огромную компенсацию.

Подтверждает эти слова и Ярослав Огневюк, партнер Патентно-юридического агентства «Дубинский и Ошарова», которое также сотрудничает с футбольным союзом. «На таможенной границе зафиксировано очень много случаев нарушения прав УЕФА, начиная с ввоза туалетной бумаги «Евро-2012» и заканчивая серебряными столовыми сервизами. Все эти конфликты не были доведены до суда и были регулированы мирным путем. Позиция УЕФА в подобных ситуациях такова: правонарушение должно быть прекращено, так что товар уничтожался», — рассказал Я.Огневюк.

Поэтому в парламенте зарегистрирован правительственный законопроект «О правах интеллектуальной собственности и репутации Объединения европейских футбольных ассоциаций» (№10267), который должен предоставить УЕФА дополнительные гарантии защиты.

 Не такие, как все?

 И хотя общественность еще не смогла ознакомиться с текстом законопроекта, в печати уже появилась информация о том, что он содержит драконовские санкции по отношению к нарушителям авторских прав УЕФА. Так, штрафы за незаконное использование логотипов могли достичь 85 тыс. грн., а за соответствующую наклейку на автомобиле якобы планировали лишать прав на полгода. Как впоследствии оказалось, таких положений в проекте нет. Но все же эксперты отметили немало недостатков.

Например, представитель НИИ интеллектуальной собственности Национальной академии правовых наук Геннадий Андрощук убежден, что действующего законодательства вполне достаточно, чтобы защитить права УЕФА. Более того, по его словам, ни одна страна, в которой проходило футбольное первенство, не принимала подобный закон.

Немало проблем у судей может возникнуть и из-за, казалось бы, позитивной нормы о сокращении рассмотрения споров при участии УЕФА до 15 дней. Эксперты отмечают, что для слушания дела о нарушении интеллектуальной собственности необходимо проводить судебную экспертизу, а она может затянуться. Как следствие, судьи не смогут уложиться в сроки.

Если проект примут, возможны и перегибы на местах. Как известно, на стадион запрещено проходить с любыми рекламными или коммерческими предметами, в частности открытками, транспарантами и... головными уборами. Такое положение, отмечают эксперты, может спровоцировать ситуацию, когда на стадион не пропустят болельщика в бейсболке с логотипом «Найк» или «Адидас».

Однако, как показывает практика, УЕФА очень осмотрительно использует предоставленные ему полномочия и пытается не провоцировать скандалы. Поэтому можно надеяться, что даже суровый закон не превратится в руках футбольного объединения в опасное оружие.