Закон і Бізнес


Рада может запретить рекламу банков, запутывающую клиентов

Нардепы ищут пути запрещения рекламы банков, которая запутывает клиентов


№11 (1050) 07.03—16.03.2012
АЛЕКСЕЙ ПИСАРЕВ
2838

Предоставление недостоверной информации в рекламе финансовых услуг дорого обходится как пользователям, так и экономике государства и даже самим банкам. Как урегулировать этот процесс — пытались решить отечественные и иностранные специалисты.


Глобальная проблема

Хаотическое кредитование стало одной из причин мирового финансового кризиса, который начался в 2008 году, а последствия сказываются до сих пор. Естественно, что в большинстве стран мира пытаются по-новому урегулировать эту сферу деятельности. Современные механизмы контроля за финансовым сектором на мировом уровне ищут участники заседаний «большой двадцатки».

Об уже действующих за рубежом правилах и инициативах украинские нарде­пы говорили на круглом столе «Защита прав потребителей финансовых услуг: международный опыт».

«Доверие — социальный капитал, ко­торый в финансовой сфере особенно ценен», — убежден народный депутат Юрий Полунеев. Однако, по его словам, с начала финансового кризиса немало людей перестали доверять банкам, поскольку уже обожглись на кредитах. Вселить веру могут понятные правила предоставления услуг.

В том, что необходимо вновь заслужить доверие к финучреждениям убежден и ведущий эксперт Организации экономического сотрудничества и развития Майкл Чепмен. Однако сделать это не так уж и просто. Чтобы человек верил банку, он должен осознавать, что ему предлагают и какими рисками для него это может обернуться. «Потребители могут не понимать всех банковских предложений. Если же выбор не будет сознательным, то со временем мы опять столкнемся с кризисом», — отмечает эксперт.

Очевидно, что среди тех, кто может больше всего пострадать от новой волны финансовых проблем, — сами банки. Однако вряд ли можно поверить в то, что они добровольно будут предупреждать клиентов обо всех потенциальных опасностях. Сегодняшние прибыли кажутся более важными, чем завтрашние убытки. Необходимо, уверен М.Чепмен, повышать уровень финансовой грамотности общества, но еще более важными являются гарантии защиты потребителей и контроль за финучреждениями.

Ряд правил, которые должны защитить граждан от проблем с кредитами, недавно ввела Польша. В частности, по словам старшего эксперта польского Офиса конкуренции и защиты прав потребителей Катажины Сморавинской, на ее родине банки имеют единую форму, которую следует заполнять при выдаче кредита. Таким образом, потребитель гарантированно увидит всю необходимую информацию и сможет легко сравнить разные предложения.

Также Варшава достаточно серьезно подходит к контролю за честностью конкуренции. «За неправдивую рекламу и непре­доставление клиентам полной информации на предприятие может быть наложен штраф до 10% его годовой прибыли», — рассказала К.Сморавинская. Конечно, это верхний предел, до таких значительных санкций дело редко доходит. Но, например, на одну из фирм — распространителей лотерейных билетов — был наложен штраф в размере €5 млн именно за предоставление недостоверной информации. Иногда ответственность несут и банки. Так, €300 тыс. пришлось заплатить одному из них за незаконные процедуры взыскания долга.

 Национальный вопрос

 Ввести дополнительные элементы защиты для граждан предлагают и в Верховной Раде. В частности, зареги­ст­рированы проекты «О потребительском кредитовании» (№9593) и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно создания на финансовых рынках Украины системы защиты пользователей финансовых услуг» (№9594). Автор обоих — Ю.Полунеев.

В законодательных инициативах есть положения, призванные регулировать содержание рекламы финансовых услуг. Так, банки будут вынуждены в своей рек­ламе указывать процентную ставку по кредиту, детали, касающиеся комиссионных, сборов, платежей за услуги, связанные с получением или обслуживанием кредита, его совокупную стоимость и т.п. При этом информация должна быть напечатана одинаковым шрифтом и отображена в основном тексте рекламы.

Следует отметить, что в соответствии с проектом №9594 органы, регулирующие рынок финансовых услуг, в случае необходимости смогут обращаться в суд для запрещения соответствующей рекламы и ее публичного опровержения.

Кроме того, нардеп убежден в необходимости введения санкций против финучреждений, если они нарушают права потребителей. Например, непредо­ставление или предоставление не в пол­ном объеме предусмотренной законодательством информации будет караться штрафом до 250 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (4250 грн.) за каждый соответствующий случай.

Такие же санкции предусмотрены за непроведение оценки кредитоспособно­сти потребителя перед заключением договора, если она предусмотрена законом. Банку придется заплатить штраф до 400 не облагаемых налогом минимумов (6800 грн.), если он в одностроннем порядке увеличит фиксированную процентную ставку или другие платежи.

Отметим, что отечественные законодатели не изобретают велосипед. Подобные нормы уже действуют во многих странах мира, и, как показывает практика, процесс их усовершенствования практически не знает границ. Можно ожидать, что и к этим проектам будет большое количество поправок. Главное — избежать популизма и чрезмерного влияния банковского сектора.