Закон і Бізнес


Украина на гребне реформ

Что ожидает экономику, политику и право в новом году?


В этом году круглые столы при участии всех президентов могут стать для Украины привычным явлением.

№1-2 (1143-1144) 10.01—17.01.2014
ЛЕВ СЕМИШОЦКИЙ
14293

Новый год был и остается поводом для новых надежд и прогнозов. Как для каждого человека в частности, так и для общества в целом. Хотя для Украины 2014-й более или менее прогнозируемый (если принять во внимание грядущие президентские выборы и предшествующую им избирательную кампанию). Особенностью этого года также станут реформы, обещанные и прокуратуре, и милиции.


Экономика: хуже не будет?

По законам государственного устройства и для политики, и для законотворчества определяющей является экономика. Если к концу прошлого года Украина, как оказалось, была на грани дефолта (о чем поведал Премьер Николай Азаров), то после подписания московских соглашений перспективы национальной экономики выглядят не такими удручающими.

Впрочем, если опираться на данные Госкомстата, 2013-й был не таким уж и плохим. По крайней мере, ожидаемого обвала национальной валюты до 8,5—9,0 грн./$, прогнозируемого экспертами к декабрю, так и не произошло. Некоторое ее ослабление удалось остановить опять же благодаря «братской помощи». Незначительным был и рост потребительских цен: по расчетам того же Госкомстата, он составил лишь 0,5% за весь год. Это хуже, чем в 2012-м, когда была зафиксирована дефляция, но значительно лучше, чем в 2011 году (4,6%) и 2010-м (9,1%).

На год новый Кабмин делает более или менее утешительные прогнозы, ожидая рост ВВП в пределах 1,3%. Потребительские цены, считают в Правительстве, возрастут на 4,3%. Это — при благоприятной конъюнктуре внешних рынков и развитии товарооборота с Россией. Опять же одним из ключевых факторов для таких прогнозов стали кредит, предоставленный Москвой (в 2014 году Киев получит еще $12 млрд), и скидка в цене на газ.

И если в теории экономика является базисом для политики, то в Украине, по мнению аналитиков, именно грядущие президентские выборы-2015 повлияют на экономические показатели. В частности — на курс гривны. Причем в сторону сохранения ее стабильности. Разумеется, если не произойдет каких-либо внутриполитических катаклизмов наподобие активизации протестных движений по всей стране.

Эксперты исходят из того, что в предвыборный период Кабмин приложит максимум усилий, чтобы удержать доходы населения, в том числе в валютном эквиваленте, на нынешнем уровне. Поэтому соглашаются с тем, что заложенный в бюджете курс 8,5 грн./$ будет задачей №1 для Национального банка. Причем вполне выполнимой.

В то же время аналитики прогнозируют, что каких-то заметных улучшений следует ожидать не ранее второй половины года. То есть ближе к началу избирательной кампании. Хотя уже сегодня Кабмин заявил о намерении, например, снизить тарифы на отопление и горячую воду в связи со снижением цены на газ. Вроде и мелочь, но она, безусловно, сыграет свою роль — это плюс для власти.

Политика: скандалы, интриги, расследования

Год, предшествующий президентским выборам, по определению не может быть спокойным для украинского политикума. В нынешних условиях — особенно.

Лидеры оппозиции уже объявили о том, что хотят «удержать Майдан» до 2015 года. Хотя, по мнению политологов, это становится все более сложным, поскольку гражданские активисты уже высказывают недовольство подменой приоритетов и целей Майдана. Пик гражданской активности, по мнению экспертов, уже позади. «В.Янукович выстоял. Ему удалось удержаться, хотя экзамен был для него довольно жестокий и драматичный», — считает директор Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. Основной причиной этого политолог называет «большую сплоченность лагеря власти, сохранение контроля над силовыми структурами».

Намерение «удержать Майдан» еще год эксперты считают шагом назад и признаком отсутствия у оппозиции единого плана действий. Чего-то более конструктивного, чем «партизанские вылазки» по месту жительства некоторых высоких должностных лиц (в том числе и не по адресу), а также скандалы (например, дымовые шашки, брошенные в холл отеля «Премьер-палац», или снесение памятников Владимиру Ленину в различных регионах), оппозиция предложить не смогла. При этом основной «движущей силой» радикальных действий остаются представители ВО «Свобода», что, по мнению экспертов, отнюдь не способствует увеличению числа сторонников Майдана.

Попытки придать политическую окрас­ку любому инциденту или уголовному производству с участием активистов и оппозиционных политиков, по мнению экспертов, также может сослужить плохую службу для сохранения Майдана как площадки для президентской кампании. По мнению экспертов, рост гражданской активности происходит не для защиты чьих-то интересов, а для отстаивания собственных прав. Это доказал Майдан-2004, с этим нужно считаться и организаторам нынешнего Майдана. А значит, развенчание первого же мифа о «политическом» преследовании тех или иных пострада­вших активистов подорвет веру гражданского общества ко всем будущим обвинениям в давлении на Майдан, которые сейчас звучат в адрес власти в связи с каждым инцидентом.

Не в пользу оппозиции и интрига с наличием (или отсутствием) единого кандидата на грядущих выборах. Появление в различных опросах новых лиц, которые раньше даже не упоминались в качестве претендентов на пост №1, по мнению экспертов, свидетельствует о том, что внут­ри оппозиционного лагеря появляются новые, независимые от привычного триумвирата, течения. Также это может говорить о том, что отдельные представители украинского бизнеса заняли выжидательную позицию и не спешат брать на себя обязательства по отношению к тому или иному участнику будущей президентской кампании.

По мнению экспертов, Майдан может окончательно утратить свой общественный статус, если в марте этого года Президент подпишет соглашение об ассоциации с ЕС или хотя бы его политическую составляющую, что уже предлагалось ранее на круглом столе. Даже если оппозиция поставит себе в заслугу такое решение, за год вопрос неизбежно перестанет быть столь актуальным, а новые цели и интересы, которые могли бы объединить общество от запада до востока страны, вряд ли появятся.

Право: реформы продолжаются

Для правовой системы 2014-й станет периодом продолжения реформ — начатых или продолженных в прошлом году. Прежде всего это касается прокурорской вертикали. Очевидно, что, как только улягутся околополитические страсти и парламент сможет приступить к обычной работе, будет принята во втором чтении новая редакция закона «О прокуратуре». По мнению парламентских экспертов, этого следует ожидать уже в феврале — после того, как начнет работать четвертая сессия ВР. При таком раскладе уже к середине лета прокуратура претерпит существенные изменения: появятся органы прокурорского самоуправления, квалификационно-дисциплинарные комиссии. Но главное — исчезнет само понятие «общий надзор», что, безусловно, позитивно скажется на инвестиционной привлекательности Украины.

Эксперты не исключают, что закон «О прокуратуре» поставят на голосование одновременно с изменениями в Конституцию, которые уже были предварительно одобрены парламентом. Разумеется, если оппозиция не продолжит тактику бессмысленного блокирования его работы и прислушается к мнению европейских институций о необходимости проведения реформ. Причем необходимых не столько для нынешней власти, сколько для самой оппозиции. Тем более что принятие этих двух законов будет означать выполнение последних двух условий подписания соглашения об ассоциации с Европейским Союзом. И хотя сегодня такие требования западные политики уже не озвучивают, очевидно, власть не может не выполнить в полном объеме дорожную карту к мартовскому саммиту Украина — ЕС.

По крайней мере, такие сроки для урегулирования вопросов из экономического блока соглашения об ассоциации отвел Кабмину Президент Виктор Янукович. «Правительству поставлена задача осуществить эту работу и привлечь столько специалистов, сколько нужно. Следующий саммит — в марте, и мы должны до марта эту работу сделать», — сообщил глава государства в ходе круг­лого стола с участием трех его предшественников.

Поздравляя личный состав органов внутренних дел с профессиональным праздником, В.Янукович также отметил, что 2014 год должен стать периодом кардинальной реформы правоохранительных органов, которая «не только назрела, но и требует немедленной активизации». В частности, глава государства отметил, что структуру МВД ожидает разделение функций. «Например, одна из функций — это следствие. Новый Уголовный процессуальный кодекс предусматривает создание национального следственного органа», — подчеркнул Президент.

Хотя в проекте закона о прокуратуре предусмотрен 5-летний период, в течение которого за ней может оставаться часть следственных функций, в свете озву­ченной реформы милиции, по мнению экспертов, без решения данного вопроса не обойтись. Это значит, что параллельно будет создаваться и законодательная база для институционализации Государственного бюро расследований. По мнению специалистов, в таком случае можно достичь безболезненного разделения полномочий (а главное — кадров) между ГПУ, МВД и ГБР.

Правосудие: новые помещения, новые полномочия

Особо можно выделить те ожидания, с которыми в новый год вступила судебная система. Конечно, некоторый пессимизм связан с тем, что повышение окладов служителей Фемиды до 12 минимальных зарплат, как было предусмотрено законом «О судоустройстве и статусе судей», отложили. Однако норму о том, что с 2015 года зарплата судей должна составить 15 «минималок», еще никто не отменил. А значит, через год доходы людей в мантиях могут возрасти сразу наполовину.

Также некоторое улучшение материального положения ожидает работников аппарата судов — за счет роста самой минимальной зарплаты и обещанных Правительством надбавок для госслужащих. Хотя доходы работников аппарата явно несопоставимы с теми требованиями, которые сегодня к ним предъявляются. Впрочем, бюджетные перспективы — отдельный разговор (см. стр.3. — Прим. ред.).

Реформы не обойдут стороной и судебную систему. Помимо изменений в Конституцию, касающихся состава Высшего совета юстиции, увеличения возрастного ценза и прочих нюансов независимости служителей Фемиды, в ВР зарегистрированы поправки и к закону «О судоустройстве и статусе судей», предусматривающие расширение полномочий Верховного Суда. Это, по мнению экспертов, существенно повлияет на практику правоприменения — ее приведение к единому знаменателю.

Среди ожиданий — переезд в новое здание Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел. Это позволит почувствовать себя свободнее как аппарату и судьям самого ВСС, так и их нынешним соседям из ВС.

Первыми «обживали» реконструированное здание… дети. Накануне Нового года работники суда устроили в новом помещении настоящую праздничную феерию для ребят. «Детские улыбки, звонкий смех и общее праздничное настроение создали атмосферу тепла и позитива, что чрезвычайно важно для комфортной работы суда в новом помещении», — рассказали в пресс-службе ВСС.

Что ж, остается пожелать, чтобы такая атмосфера царила не только в ВСС, но и в каждом суде, а также в каждой украинской семье.

С Новым, теперь уже «старым», годом!