Закон і Бізнес


Облава на пиратов

Пока готовится закон о блокировании сайтов с нелицензионным контентом, телекомпании разрабатывают собственные методы борьбы с ним


Во время круглого стола представители различных компаний поделились своим опытом борьбы с пиратством.

№48 (1138) 30.11—06.12.2013
АЛЕКСЕЙ ПИСАРЕВ
3118

Государство и частный сектор ведут одновременное наступление на интернет-ресурсы, размещающие пиратские видеофайлы. Хотя в медиакомпаниях и не против блокирования «враждебных» сайтов, менеджмент пытается договариваться с нарушителями авторских прав по-хорошему, в том числе бесплатно отдавая в пользование собственные программы.


Сделать по закону

Государственная служба интеллектуальной собственности подготовила проект «О защите авторских и смежных прав в Интернете», который предусматривает возможность блокирования всего ресурса или доступа к незаконно размещенному файлу. Особенности этой инициа­тивы, а также другие методы борьбы с медиапиратством эксперты обсудили во время круглого стола, организованного Информационным агентством «Лигабизнесинформ».

Вообще, в проект уже 10 раз вносили изменения, а значит, не исключено, что это окончательный вариант. Однако документ должен быть проголосован в парламенте.

Теперь, как сообщил президент холдинга Internet Invest Group Александр Ольшанский, в соответствии с инициативой правообладатель сможет обращаться к хостинг-провайдеру, на мощностях которого размещен сайт с пиратским контентом. После этого провайдер должен уведомить ресурс о том, что тот нарушает авторские права. Если же найти нарушителя не удастся, провайдер заблокирует сайт.

Предусмотрена в проекте и такая ситуация, когда нарушитель заявляет о том, что у него есть полное право использовать определенное видео или музыкальный файл: в этом случае провайдер не станет вмешиваться в конфликт, а стороны будут вынуждены решать спор самостоятельно. Как вариант — в суде.

Если  провайдер все же заблокирует ресурс, а после этого объявится собственник сайта, правообладателю придется обращаться в суд для того, чтобы последний вынес решение о продолжении блокирования ресурса. Иначе доступ к сайту будет восстановлен.

Если такой вариант закона примут, убежден председатель Украинской антипиратской ассоциации Владимир Илинг, то существенно упростится удаление контента, неправомерно размещенного в Интернете.

Готовя изменения, ГСИС могла использовать опыт соседей — недавно активно бороться с пиратством начала Россия. Однако законодательные изменения не в полной мере оправдали надежды правообладателей.

В частности, возникают трудности во время защиты своих прав, отметил руководитель по интернет-развитию компании Star Media Павел Туринин. «Мы не просто подаем жалобу на ресурс, мы должны нотариально заверить право на произведение, а это удовольствие не из дешевых. Кроме того, мы не всегда можем установить собственника ресурса. Пока собираем документы относительно одного адреса, ресурс переезжает на другой», — рассказал представитель компании. Поэтому в России уже работают над новыми изменениями в законодательство для того, чтобы оно действовало эффективнее.

Пряник вместо кнута

Между тем отечественные компании разрабатывают собственные методы борьбы с нелегальным контентом. Так, летом четыре самые крупные медиакомпании нашей страны — Inter Media Group, «1+1 Медіа», «Медиа Группа Украина» и StarLightMedia — подготовили инициативу «Чистое небо».

В соответствии с ней интернет-ресурсы, которые хотят показывать программы, изготовленные этими медиагруппами, имеют возможность получать их абсолютно бесплатно, но обязаны установить разработанный ими плеер. При этом рекламу во время просмотра будут размещать сами правообладатели. Таким образом, если пользователь Интернета посмотрит рекламный ролик, деньги от его показа получит телеканал, доходы же от другой рекламы, размещенной на сайте, будут принадлежать самому порталу. Правда, медиакомпании требуют от порталов, с которыми сотрудничают, убрать весь нелегально размещенный контент, права на который принадлежат кому-­либо из этих компаний, и только после этого предоставляют свое видео.

Как отмечает директор по развитию StarLightMedia Ирина Андрющенко, год назад в Интернете лишь 15% просмотров видео украинских телеканалов приходилось на легально размещенный контент. Сейчас ситуация начала меняться — этот показатель вырос вдвое.

Авторы инициативы особенно гордятся результатами работы, проведенной со спортивными сайтами, — наиболее часто посещаемые уже присоединились к проекту и теперь получают обзоры футбольных матчей через 15 минут после их завершения.

Опытом компании Google в борьбе с пиратством поделился директор по парт­нерским программам YouTube в Восточной Европе Юрий Хазанов. В соответствии с их правилами любой правообладатель может отправить соответствующее сообщение с требованием удалить нелегальный контент. «С годами все больше правообладателей работают с нами. То есть обращаются не к государству или в суд, а к нам», — отмечает Ю.Хазанов.

Разработал Google и другие средства защиты авторских прав. Собственники фильмов или программ могут отправить их копии YouTube, он их обработает, и если кто-то из пользователей попробует выложить такой же файл — не позволит это сделать. Этим инструментом активно пользуются музыкальные компании, которые могут быть уверены в том, что, если они разместят видеоклип исполнителя, больше никто это сделать не сможет.

Свои рецепты борьбы с нелегальным размещением контента есть и у гендиректора телеканалов М1 и М2 Валентина Коваля: он отказывает в медиаподдержке тем музыкантам, партнерами концертов которых являются пиратские сайты.

В том, что отечественные медиакомпании выбрали правильный путь борьбы с пиратством, убежден А.Ольшанский. «Идея в том, чтобы не победить пиратство, а вытеснить его. Никакой сверхсложной задачи в этом нет», — отметил он. Правда, эксперт убежден: сейчас телеканалы еще недостаточно активно сотрудничают с провайдерами, в частности в сфере ІР-телевидения.

Одной из основных причин распространения интернет-пиратсва в нашей стране часто называют отсутствие легального и в то же время доступного контента. При этом доступным он должен быть не только в финансовом плане — у пользователя не должно возникать проблем с его поиском. Только после решения этой проблемы можно будет говорить о вытеснении пиратов с рынка.

 

Прямая речь

ТАТЬЯНА СМИРНОВА, директор по юридическим вопросам «1+1 Медіа»:

— Мне часто задают вопросы: сколько мы подали исков, сколько дел выиграли, сколько отсудили денег? Никто не ставит перед собой цель побить рекорд по количеству судебных заседаний в год. Суд — это самый последний метод, который мы применяем, если уж никак не удалось договориться.

Мне легко ответить на вопрос, сколько выиграно судебных споров: сколько подали исков, столько и выиграли. Но подали немного, и это не говорит о том, что у нас законодательно слабая позиция. Это говорит лишь о том, что это не наша цель. Данный механизм мы вынуждены использовать, лишь когда наш партнер упорствует в своих заблуждениях и договариваться не желает.

ПАВЕЛ ТУРИНИН, руководитель по интернет-развитию компании Star Media:

— В России принят закон о защите автор­ского права, который распространяется на аудиовизуальную продукцию. С августа уже был подан ряд исков в отношении пиратских ресурсов. В целом в стране подано около 300 заявлений. И с каждым днем их число растет — опыт перенимается и дальше идет по налаженному.

Однако мы ведем не только судебные разбирательства, но и поиск нелегального контента и пытаемся договориться. Многим пиратам предлагаем интегрировать в плеер YouTube и следим, чтобы контент шел без изменений. И только в том случае, когда ресурс отказывается удалять нелегальный контент — подаем в суд.