Закон і Бізнес


О должностях, делах и конференции

ССОС посоветовал поторопиться с рассмотрением дел по старому УПК


Александр Симонец внимательно слушает замечания Инны Отрош, касающиеся порядка хранения личных дел судей.

№48 (1138) 30.11—06.12.2013
МАРИЯ ОПРЕНКО
2945

Кандидаты на админдолности из большинства областей Украины заручились поддержкой Совета судей общих судов. Кадровый вопрос решен, чего нельзя сказать о проблеме технического обеспечения судов. ГСАУ обещает в первую очередь решить проблему, связанную с оборудованием для осуществления правосудия в режиме видеоконференции. Члены совета пришли к единому мнению и о порядке хранения личных дел судей.


Кандидат должен осознать, на что претендует

Обстановка на заседании ССОС, состоявшемся 21 ноября в помещении ГСАУ, была несколько напряженной. И это не удивительно, ведь оно было предпоследним в 2013 году. А значит, настало время подводить итоги и планировать свою деятельность на 2014-й.

Однако, несмотря на усталость, члены совета рассматривали вопросы повестки дня согласно установленному графику. Как всегда к кандидатурам претендентов на административные должности отнеслись очень внимательно. Члены совета тщательно изучали личные дела законников и задавали достаточно сложные вопросы.

В этот раз было немного случаев, когда на одну админдолжность претендовали несколько кандидатов. Однако во время беседы с претендентами на должность заместителя председателя Садгорского районного суда г.Черновцов у председателя совета и других его членов возникло немало вопросов к одному из кандидатов. Речь идет о Светлане Милинчук, которая, как и Сергей Асташев (кстати, нынешний заместитель председателя учреждения), подала пакет документов как кандидат на замещение должности. Секретарь совета Елена Запорожченко спросила С.Милинчук, чем та превосходит коллегу. Но, как ни странно, из объяснений судьи стало понятно, что преимуществ у нее нет: работает в суде не так долго, как С.Асташев, и опыта у нее меньше. Однако женщина уверяла, что пользуется авторитетом в коллективе, поэтому ей предложили подать документы на замещение должности. По словам С.Милинчук она сможет «привнести в суд что-то новое».

«Знакомы ли вы с работой заместителя председателя суда? Просматривали ли для себя, на что именно претендуете? Потому что, по закону, эта должность возлагает определенные обязанности на лицо, ее занимающее. И ваше утверждение о «привнесении чего-то нового» недостаточно корректно», — отметила председатель ССОС Инна Отрош.

Вопросов к другому кандидату было намного меньше. Все они, в частности, касались рассмотрения дел в суде и нагрузки на заместителя председателя в процентном соотношении. С.Асташев объяснил: из-за того, что судей немного, нагрузка у всех одинаковая. Заместитель председателя работает на уровне с другими. После короткого закрытого совещания стало очевидно, что опыт и профессионализм одержали верх — члены совета отдали предпочтение С.Асташеву.

В этот раз на административные должности претендовали кандидаты из многих регионов Украины. Законники из Донецкой, Сумской, Черкасской, Черновицкой, Николаевской, Закарпатской и Львовской областей заручились поддержкой совета. Вопросы, на которые чаще всего приходилось отвечать претендентам, касались состояния рассмот­рения уголовных дел по старому УПК. Больше всего членов совета интересовало, есть ли в судах нерассмотренные дела, по которым лицо находится под стражей. ССОС убежден, что содержание под стражей на протяжении длительного времени недопустимо. Выяснилось, что в большинстве судов таких дел уже нет, а те, которые еще остались, по словам судей, будут рассмотрены не позднее середины января следующего года.

Видео-конференц-связь заслуживает доверия

Изучение обстоятельств проведения судебного заседания в режиме видеоконференции началось с доклада заместителя главы ГСАУ Виталия Положишника. Он обратил внимание представителей совета на то, что обучение работников аппарата судов проводится по всей Украине. В ближайшее время будет создан так называемый кол-центр по технической поддержке, куда работники аппарата смог обращаться для получения помощи.

В.Положишник озвучил статистические данные о внедрении системы видео-конференц-связи. Сейчас местными судами проведено около 3500 таких сеансов, а апелляционными — около 2000. Однако в ГСАУ убеждены, что указанное количество — незначительное, поскольку внедрение системы происходило неравномерно и поэтапно.

В.Положишник считает необходимой мерой внедрение программы проведения видео-конференц-связи. Она позволит согласовать работу системы в целом. Календарь осуществления видео-конференц-связи даст возможность планировать проведение заседаний с учетом определенного графика. Это поможет избежать технических и системных сбоев, накладок в программе, а также повысит качество связи. «Программа, которая дала нам возможность проводить заседания на расстоянии, безусловно, упрощает порядок осуществления правосудия. Она помогает экономить время и бюджетные средства, что является еще одним доказательством целесообразности ее внедрения», — подчеркнул В.Положишник.

Однако, как с сожалением констатировал представитель ГСАУ, не все суды активно используют такой способ проведения судебного заседания. «Прежде всего тут играет роль нежелание участников процесса использовать новые возможности. Многие граждане привыкли к традиционному ведению процесса и не всегда доверяют техническим новациям, а некоторые вообще их боятся. Однако мы уверены, что перспектива у системы есть, и уже вскоре она будет использоваться всюду», — спрогнозировал заместитель главы ГСАУ.

Личные дела должны храниться в суде

Как выяснилось во время заседания, в большинстве судов не согласован единый порядок хранения личных дел судей и работников аппарата. Кто-то решил, что им место в ГСАУ, кто-то продолжает хранить их непосредственно в помещении суда.

На эту проблему обратила внимание председатель ССОС И.Отрош. «По моему мнению, личные дела должны храниться в суде, а уже потом направляться в архив. У нас были предложения по этому поводу, мы их направили в ГСАУ», — проинформировала она. По убеждению председателя совета, проблема хранения личных дел очень актуальна, потому что для решения большинства социальных вопросов, таких как начисление пенсии или социальной помощи, необходимо поднимать личные дела. А из-за разной практики судьям трудно определиться, где искать необходимую информацию.

Члены ССОС согласились со своим председателем и вспомнили, что в 2005 году ГСАУ делала попытку внед­рить компьютерную систему учета кад­ров. На каждого судью была заведена электронная карточка, в которую вносились необходимые данные о его квалификации и стаже. Эти сведения были в открытом доступе. Однако по неизвестным причинам ГСАУ прекратила ведение этой программы, и на сегодня она не работает.

«Много судов ликвидируют, личные дела хранятся в управлениях юстиции. А некоторые управления, в частности в Ивано-Франковской области, эти дела просто уничтожают», — доложил член совета Павел Гвоздик. Конечно, такая информация вызвала возмущение. Поэтому совет проголосовал за хранение личных дел судей непосредственно в судах, а после отставки — в архивных учреждениях. Свои предложения по рассмотренному вопросу ССОС решил направить в ГСАУ.

Также была определена дата проведения конференции судей общих судов. Члены совета, поддержав предложение И.Отрош, решили провести это мероприятие 27 февраля следующего года.

С решениями ССОС, принятыми 21 ноября, можно ознакомиться на стр.20.