Закон і Бізнес


ВС — USAID: проект в планах


№30 (1120) 27.07—02.08.2013
3106

Правовое заключение Верховного Суда носит обязательный характер для всех судов Украины, однако механизм обеспечения такой обязательности отсутствует. Именно поэтому украинских законников интересует опыт наивысших судебных инстанций зарубежных стран. Как подчеркнул Председатель ВС Ярослав Романюк, это одно из трех направлений, по которым в будущем планируется сотрудничать с проектом USAID «Справедливое правосудие».


Председатель ВС во время встречи с Дэвидом Воном отметил, что направленность проекта — справедливая, независимая и ответственная судебная власть Украины — перекликается с тематикой реформ, которые осуществляются в украинской судебной системе. По мнению Я.Романюка, это усиливает важность и актуальность проекта для нашего государства. Он также рассказал, что год назад ВС и агентство подписали протокол о сотрудничестве и уже можно подвести определенные итоги реализации зафиксированных в нем договоренностей.

Как сообщили "ЗиБ" в пресс-службе Верховного Суда, Председатель ВС озвучил 3 главных направления, которые для наи­высшего судебного органа являются приоритетными при взаимодействии с проектом «Справедливое правосудие». Как отметил Я.Романюк, в ходе судебной реформы законодатель наделил решения ВС чрезвычайно большим весом. Правовое заключение ВС носит обязательный характер для всех судов Украины, а также для органов государственной власти, которые применяют в своей практике истолкованную норму материального права. «Таких важных полномочий нет в ни одной стране Европы, относящейся к континентальной правовой системе», — подчеркнул Я.Романюк. Однако он отметил, что эти полномочия в значительной мере декларативные, поскольку не подкреплены механизмом обеспечения такой обязательности. Председатель ВС подчеркнул, что для ВС крайне важно изучить опыт работы зарубежных, в частности и американских, наивысших судебных инстанций. «Безусловный интерес вызывает механизм формирования и обеспечения обязательности решений наивысшего судебного органа государства, а также процедура допуска дел к рассмотрению», — отметил Я.Романюк.

По его мнению, второе направление сотрудничества — это повышение эффективности судебной системы Украины, в частности внедрение в судебных учреждениях (в том числе в ВС) новейших технологий, что, по убеждению Я.Романюка, повысит уровень оперативности судопроизводства, реализации прав участников процесса и будет способствовать доступу к правосудию.

Третье направление сотрудничества руководитель ВС связывает с активизацией коммуникации судов с обществом через СМИ.

Д.Вон в свою очередь поблагодарил ВС за конструктивное сотрудничество на протяжении многих лет и выразил уверенность в том, что оно будет продолжаться. Он поддержал предложения Я.Романюка, касающиеся перспектив взаимодействия проекта и ВС, заметив, что для него большая честь продолжать взаимодействовать с наивысшим судебным органом Украины.

Детально об улучшении сотрудничества судов со средствами массовой информации и через них с обществом рассказала заместитель руководителя проекта Наталия Петрова. Она ознакомила с наработанным USAID опытом и поддержала позицию ВС в этом вопросе. Заместитель секретаря Судебной палаты по административным делам ВС Александр Терлецкий обратил внимание представителей проекта на необходимость изучения чрезвычайно важной не только для отечественных судов, но и для всего украинского общества темы становления административного судопроизводства. Ведь от того, как путем оно будет развиваться в Украине, будет зависеть обеспечение государственного управления и его эффективность.

По мнению судьи ВС Богда­на Пошвы, для представителей наи­высшего судебного органа государ­ства представляют интерес опыт рабо­ты Национального судейского центра США, который оказывает методическую помощь судам, деятельность Апелляционного суда федерального округа Вашингтон (округ Колумбия), а также процедура допуска дел к рассмотрению в Верховном суде США.

В завершение встречи стороны договорились в ближайшее время согласовать конкретные мероприятия, направленные на реализацию протокола о сотрудничестве.