Закон і Бізнес


Прокурор Севастополя Игорь Пилат:

«Проверка показала, что должностные лица, ответственные за обеспечение детей-сирот жильем, бездействуют»


№27 (1117) 06.07—12.07.2013
Марина Кульзменко, прокуратура г.Севастополя
4017

В последнее время правоохранительные органы взяли на вооружение Концепцию развития уголовной юстиции в отношении несовершеннолетних в Украине, одобренную указом Президента в 2011-м, а в прошлом году в некоторых прокуратурах появились специализированные отделы защиты прав и свобод детей. Заработало такое подразделение и в прокуратуре г.Севастополя. Что изменилось за последнее время в сфере ювенальной юстиции, как прокуратура защищает права детей? Об этом через год после своего назначения на должность рассказал прокурор г.Севастополя Игорь ПИЛАТ.


«Новым для нас стал термин «ювенальный»

— Игорь Григорьевич, в июне исполняется год с момента вашего назначения на должность прокурора г.Севастополя. Какие изменения за это время произошли в сфере прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних?

— Сейчас продолжается реформирование правоохранительных и судебных органов в соответствии с Концепцией развития уголовной юстиции в отноше­нии несовершеннолетних в Украине. Цель изменений — обеспечить законность, обоснованность и эффективность каждого решения в отношении ребенка, создать условия, в которых детям будут обеспечены постоянное попечение и помощь со стороны государства. Новым для нас стал термин «ювенальный», который происходит от слова juvenis — в переводе с латинского «юный». В законодательстве уже появились такие понятия, как «ювенальный следователь» — следователь, уполномоченный вести досудебное расследование в отношении несовершеннолетних, и «ювенальный судья» — специально уполномоченный судья, осуществляющий правосудие в отношении несовершеннолетних.

Приказами Генерального прокурора от 1.11.2012 №16гн и от 19.12.2012 №4гн устанавливается и специализация для прокуроров. К полномочиям ювенального прокурора относятся: процессуальное руководство действиями следователя в уголовных производствах в отношении несовершеннолетних; обеспечение надзора за соблюдением прав детей при исполнении уголовных наказаний; защита прав несовершеннолетних в суде; надзор за соблюдением и применением органами власти законов, касающихся охраны детства. В 2012 году в составе прокуратуры г.Севастополя появился специализированный отдел защиты прав и свобод детей. Теперь все направления деятельности прокуратуры в отношении несовершеннолетних концентрируются в рамках единого структурного подразделения.

— Какие вопросы, связанные с соблюдением прав детей, вы считаете для Севастополя наиболее актуальными и сложными?

— Считаю, что одна из болевых точек — нарушение прав детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, на жилье. В ходе проверок нами выявляются нарушения, особенно в отношении выпускников интернатных заведений, воспитанников детских домов семейного типа и приемных семей. Нельзя допустить, чтобы дети этой категории вступали во взрослую жизнь не только без поддержки родных и близких, но еще и без крыши над головой.

Еще в сентябре 2009 года Севастопольский горсовет дал поручение админист­рации города разработать программу развития социального жилья. С тех пор прошло 3,5 года, а решение горсовета так и не исполнено.

Точно так же не исполняется и указ Президента «О вопросах относительно реализации прав детей в Украине» от 16.12.2011 №1163/2011 в части создания региональной программы предоставления жилья детям-сиротам, детям, лишенным родительского попечения, на 2013—2015 годы. Такой программы нет, хотя приняты и действуют 7 других программ, направленных на улучшение положения детей.

«В 2014-м из общежития должны уйти 10 человек. Вопрос: куда?»

— Куда же сейчас идут дети, когда время их пребывания в детских домах, интернатах или приемных семьях заканчивается?

— В Севастополе есть только одно социальное общежитие. Оно открыто в 2011 году и рассчитано всего на 30 человек. Именно туда сегодня направляют всех нуждающихся в жилье выпускников интернатов, воспитанников детских домов и детей из приемных семей. В 2012—2013 годах в это общежитие уже направлено 9 человек.

Как стало известно в ходе проверок, свободных мест осталось всего 6, а детей, которые будут претендовать на них до конца года, ожидается еще 9. Вопрос, где будут жить 3 человека, остается открытым. Не решена и проблема обеспечения жильем тех, кто должен покинуть социальное общежитие в связи с окончанием предельного срока пребывания — 3 года. В 2014-м из общежития должны уйти 10 человек. Вопрос: куда?

Этой весной уже выселили молодую женщину в связи с беременностью. Сейчас она находится в КУ «Севастопольский социальный центр матери и ребенка». Всего через год она вместе с малолетним ребенком должна будет покинуть свое нынешнее место жительства, а проблема обеспечения ее социальным жильем городской госадминистрацией не решается.

— На учете в Севастопольской городской государственной администрации состоят 172 человека из числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Все ли дети, имеющие на это право, включены в список?

— Не все. По результатам проверки выявлено, что в список не были включены еще 28 детей, поскольку службы по делам детей районных государственных администраций, вопреки требованиям законодательства, не приняли меры для постановки их на социальный квартирный учет. Почти половина из тех, кто состоит на учете, ждут жилье больше 5 лет. Один — свыше 10.

За последние 2 года только 5 человек получили крышу над головой. При этом одному из них — выпускнику детского дома №1 — администрация выдала ордер на занятое посторонними людьми жилое помещение, в которое он не смог вселиться.

Понятно, что город по финансовым причинам не способен быстро выделить квартиры всем нуждающимся, однако проверка показала, что должностные лица, ответственные за обеспечение детей-сирот жильем, просто бездействуют.

— Весной за вашей подписью главе Севастопольской городской государственной администрации было направлено представление об устранении выявленных нарушений. Каковы результаты его рассмотрения?

— Сразу скажу, что ответ на представление нас не удовлетворил.

Только после вмешательства органов прокуратуры приняты необходимые меры для постановки на учет 10 детей, нужда­ющихся в улучшении жилищных условий. Права юноши, которому администрация дала ордер на уже занятую посторонними людьми жилплощадь, мы отстаивали в суде. Почти полгода длилось судебное разбирательство по иску службы по делам детей Ленинской райгосадминистрации. В мае прокуратура г.Севастополя вступила в процесс на стороне истца.

10 июня Апелляционным судом г.Се­вастополя вынесено решение о вселении молодого человека в квартиру. Это решение вступает в силу с момента принятия, поэтому сейчас мы будем настаивать на его исполнении в самые сжатые сроки.