Закон і Бізнес


Руководство – от коллеги

Третья ветвь власти получит монополию на назначение председателей судов


Право соседа, №16 (1003) 16.04—22.04.2011
2711

Глава Высшего арбитражного суда РФ Антон Иванов подтвердил намерение добиваться изменения механизма назначения председателей судов и их замов. Ранее он возражал против участия исполнительной и законодательной власти в процессе назначения руководителей региональных и районных судов. Однако реакция коллег из Верховного суда пока не известна.


«Мы предлагаем, чтобы пред¬седателей и зампредов всех арбитражных судов назначал Пленум ВАС РФ, председателей и зампредов областных судов (общей юрисдикции) — Пленум Верховного суда РФ, а руководителей райсудов — собрания судей или президиумы областных судов», — сказал А.Иванов в интервью Газете.ru. Также он подчеркнул, что из процедуры назначения председателей упомянутых судов должны быть исключены проверки, осущест¬вляемые правоохранительными и налоговыми органами. По словам руководителя ВАС, с президентом он эту инициативу еще не обсуждал, предварительно предложение обговаривалось  только с ВС. «В целом этот подход находит понимание, однако идея требует значительной проработки», — подытожил А.Иванов.
В своем выступлении в Ростове-на-Дону на собрании председателей арбитражных судов глава ВАС рассказал о практических шагах по совершенствованию механизма назначения руководства судов. «Уже сейчас ВАС РФ ведет над этим работу. В частности, мы предлагаем изменить порядок назначения руководителей судов: председателей и их заместителей — с тем, чтобы назначать их из числа судей. Мы считаем, что принятие данного подхода позволит не только существенно ускорить назначение председателей, но и обеспечит большую независимость судейского корпуса».
Реакция Верховного суда на данную инициативу пока не известна: председатель ВС Вячеслав Лебедев на собрание не приехал, хотя и был приглашен. Как сообщил начальник отдела по связям со СМИ ВС РФ Павел Одинцов, «такие инициативы следует оценивать после анализа конкретного проекта закона». «Еще лучше, если он будет подкреплен соответствующими мотивами, изложенными в пояснительной записке, серьезными теоретическими и практическими разработками. Когда такой документ будет готов, мы с удовольствием на него откликнемся», — отметил он.
На итоговой конференции председателей арбитражных судов России было озвучено также предложение ввести «адвокатскую монополию» на представительство в суде. Проще говоря, никто не сможет подать иск иначе, чем через адвоката. Практика показывает: из-за дилетантов во время процессов возникает немало проблем.
Сейчас этот вопрос активно обсуждается в профессиональном сообществе. Правда, единодушия здесь нет. Интересы сторон в суде сегодня могут представлять и юристы, не имеющие адвокатских корочек. Некоторые корпоративные юристы обладают высокой квалификацией. Если предложение пройдет, крупным компаниям для судебных процессов придется нанимать адвокатов со стороны. В частности, такой аргумент приводят противники идеи. В свою очередь у сторонников предложения тоже есть свои доводы.
По данным «Российской газеты», планы ввести «адвокат¬скую монополию» разрабатывает и Минюст, намеренный серьезно реформировать институт адвокатуры.  Предлагаются различные меры, чтобы повысить ответственность и профессионализм защитников. Однако у некоторых юристов есть опасения, что под лозунгом повышения ответственности адвокатов Минюст хочет просто усилить контроль за ними.
Не исключено, что на первых порах обязательное адвокатское представительство будет введено только в арбитражных процессах. А насколько правильна такая форма, покажет время.
Также ВАС РФ предлагает внести в Арбитражный процессуальный кодекс изменения, которые позволяли бы пересматривать в порядке надзора любые вступившие в законную силу акты арбитражных судов.
«[Пересматривать] не только в тех случаях, когда они нарушают единообразие в толковании и применении правовых норм, но и в целях развития права, — сказал А.Иванов в своем докладе. — Этот подход в полной мере согласуется с функциями высшей судебной инстанции и стал бы в случае его принятия логическим продолжением последних изменений в процессуальном законодательстве, регулирующем роль и значение правовых позиций ВАС».
По его словам, при пересмотре дела в порядке надзора ВАС должен получить право при наличии заявления одной из сторон «оценить вступивший в законную силу судебный акт по другому делу, свя¬занному с рассматрива¬емым, и указать на возможность пересмотра этого акта по вновь открывшимся обстоятельствам». «Речь идет о своеобразном преодолении преюдиции судебных актов нижестоящих судов в рамках надзорного производства», — заявил он.
А.Иванов также добавил, что «следует обдумать» возможность расширения полномочий ВАС при пересмотре и тех актов нижестоящих судов, для пересмотра которых истекли сроки.
Эти законодательные новеллы соответствуют, по мнению руководителя ВАС, реализуемому курсу на укрепление правовой определенно¬сти и стабильности судопроизводства. «Не секрет, что многие компании ведут на¬стоящие судебные войны, предъявляя множество исков по различным основаниям. Подчас некоторые из принятых по таким искам судебных актов (иногда — промежуточные) своевременно не обжалуются и вступают в законную силу, препятствуя законному и обоснованному решению по другим делам», — посетовал он в своем докладе, подчеркнув затем, что такое положение вещей долж¬но быть изменено.

Наталья ШИНЯЕВА