Закон і Бізнес


Штраф на уровне грабежа

Контролеры собирают средства, не имея на то полномочий


Законотворчество, №12 (999) 19.03—26.03.2011
17123

Сегодня законодательство не регулирует дея¬тельность контролеров в общественном транспорте. При этом они нередко просто отбирают деньги у пассажиров, а то и применяют физическую силу. Привлечь же контролеров к ответственности за нарушения практически невозможно. Поэтому целесообразно было бы передать их функции государственным служащим и определить их полномочия.


Вне нормы

Постановлением Кабмина от 18.02.97 №176 «Об утверж¬дении Правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта» (далее — постановление №176) была нормативно урегулирована деятельность контролеров, проводящих проверку и контроль автобусных перевозок, но в настоящее время оно утратило силу.
Как следствие, действу¬ющими нормативно-правовыми актами не определены общеобязательные правила поведения контролеров в процессе осуществления контроля и проверки наличия проездных билетов у пассажиров в городском транспорте.
Закон «О транспорте» ¬определяет правовые, экономические, организационные и социальные основы деятельности транспорта. Однако не содержит положений относительно контролеров.
Де-юре нет акта, которым бы законодательно были урегулированы эти вопросы. Однако де-факто все происходит по форме и процедуре, почти  идентичной приведенной в постановлении №176. Взаимные права и обязанности перевозчика, водителей, кондукторов, контролеров, пассажиров де-факто дублируются. Однако правовых основ нет. И при решении каких-либо споров нечем руководствоваться, не на что сослаться.
В Кодексе об административных правонарушениях есть нормы, предусматривающие ответственность (ст.135), но нет норм, которые устанавливали бы право контролера привлекать нарушителей к ответственности. Это имеют право сделать начальник парка, сотрудник милиции, военнослужащий Пограничных войск или член общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы.
Статьей 135 КоАП установлено, что проезд без би¬лета пассажира, а также ребенка в возрасте от 7 до 16 лет в городском транспорте влекут за собой наложение штрафа — придется заплатить в двадцать раз больше стоимости проезда. Если ссылаться именно на эту статью, то у работника транспорта есть законные основания брать штраф с безбилетников.

Негосударственные санкции

В ст.262 КоАП четко и однозначно указаны органы (должностные лица), которые правомочны осуществлять административное задержание: органы внутренних дел, Пограничные войска, старшее в месте нахождения охраняемого объекта должностное лицо военизированной охраны, долж¬ностные лица военной инспекции безопасности дорожного движения.
В кодексе четко определен круг лиц, имеющих право совершать процессуальные действия в отношении правонарушителя (пассажира без билета). Однако контролера среди них нет.
Контролеры, осуществляющие контроль и проверку наличия проездных билетов в городском транспорте, являются наемными работниками коммунального предприятия. Если выяснять, на каком основании функционирует институт контроля и проверки, руководство службы по организации сбора и ведению учета выручки может сослаться разве что на ст.135 КоАП. Кроме должностных инструкций, ни одним нормативно-правовым актом деятельность контролеров не урегулирована.
Следовательно, фактиче¬ски налицо неправовое явление: негосударственное учреждение, акты которого не имеют общеобязательного характера, а работники не являются государственными служащими, взимает штрафы. Только четко предусмотренные законами органы имеют право от имени Украины в пределах своих полномочий в судебном порядке привлекать лиц к административной и уголовной ответственности. Только государство в лице государственных органов вносит в об¬щественные отношения власт¬но-императивный элемент.
Таким образом, действия контролеров являются незаконными, а действия коммунального предприятия, которое их нанимает, — неправомерными.
Удостоверения и жетоны контролеров утвержденной формы государственного образца не имеют. Коммунальное предприятие на свое ¬усмотрение заказывает производство, ламинирование, в любой момент может ввести новые образцы, ни с кем не согласовывая это и не отчитываясь ни перед кем (аналогичная ситуация со штрафными квитанциями).

Выход — в регулировании

Чтобы урегулировать эту ситуацию, Верховной Раде следует принять изменения в законодательство по вопросам контроля и проверки в городском транспорте. Также Кабмин (Минтранс) должен специальным актом (постановлением) урегулировать механику и процедуру института проверки и контроля в городском транспорте. В свою очередь городские администрации, в ведении которых находятся транспортные объекты (таксопарки, станции техобслуживания и т.п.), должны в рамках норм действующего законодательства, в установленном законом порядке разработать соответствующие правила (инструкции) и делегировать коммунальным предприятиям полномочия на осуществление контроля и проверки в городском транспорте.
Можно пойти другим путем: создать при Министерстве транспорта и связи государственное учреждение с соответствующими функциями. Тогда контролеры, получая статус государственных служащих, будут руководствоваться законом «О государственной службе».

Андрей ПОТЕМКИН, главный специалист отдела изучения и обобщения судебной практики Высшего хозяйственного суда Украины