Закон і Бізнес


«Дорожная разметка» для защитников

Какую организационно-правовую форму деятельности выбрать, чтобы не оказаться за бортом?


№22 (1112) 01.06—07.06.2013
Лариса Журавская
217728

Прошло немало времени с момента принятия закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», но понимание данного акта в части организационно-правовых форм деятельности защитников представляется спорным. Так, бытует мнение, что адвокаты в Украине могут осуществлять деятельность только в трех формах — адвокатское бюро, адвокатское объединение и индивидуальная деятельность. Так ли это, или же в соответствии с профильным законом у них все же есть альтернатива — попробуем разобраться…


Итоги унификации

Убеждение, что отечественные защитники обязаны осуществлять деятельность только в трех формах, уже нашло отражение в негласных распоряжениях сотрудникам правоохранительных органов и судьям относительно необходимости требовать от адвоката в качестве подтверждения легитимности его деятельности ордер, бланки которого в свою очередь выдает орган адвокатского самоуправления только защитникам — представителям указанных форм адвокатской дея­тельности.

Кроме того, решением Совета адвокатов Украины от 17.12.2012 №36 утверждено Положение об ордере адвоката и порядке ведения реестра ордеров, согласно которому выдавать бланки ордеров можно только адвокатам-индивидуалам, адвокатскому бюро или объединению.

По моему мнению, такое ограничение форм деятельности адвокатов противоречит профильному закону, оставляет без работы огромное количество защитников, которые находятся в трудовых отношениях с субъектами предпринимательской деятельности или являются их участниками, а также уводит в тень доходы адвокатов, которые были регулярными и доступными для налогообложения в этих предпринимательских структурах.

Фактически лица, занимавшиеся адвокатской практикой, например по договорам клиентов с юридической компанией, с момента вступления закона в силу должны уволиться (в случае наличия трудовых отношений) или ликвидировать субъект такой деятельности, участником которого они являются (в случае ведения предпринимательской деятельности), и организовать свою работу в качестве индивидуального адвоката, создать адвокатское бюро или объединение.

Итогом такой унификации форм деятельности, по моему убеждению, будут реальные потери и для адвокатов, работающих по трудовому найму, и для адвокатов — участников действующих юридических лиц — субъектов предпринимательства, и для системы пенсионного обеспечения, и для бюджета страны в целом, поскольку преобразование в легитимные для адвокатской деятельности формы будет сопровождаться неэффективными затратами, потерями рабочих мест, зарплат и дивидендов, а бюджеты недополучат поступ­ления от существующих сейчас фондов зарплат и доходов от корпоративных прав адвокатов — участников товариществ, частных предприятий и др.

Таким образом, значительному количеству адвокатов, которые до принятия нового закона не осуществляли свою деятельность в предложенных организационно-правовых формах, придется практически менять свою жизнь, покидать рабочие места, ликвидировать созданные ими предпринимательские структуры и создавать место индивидуального адвоката или регистрировать АБ или АО. Согласно букве нового закона есть еще возможность заключить трудовой договор с вышеупомянутыми юридическими лицами, но на такую форму должен быть спрос, рассчитывать на который уволившимся со своих рабочих мест адвокатам в наших реалиях сложно.

Что не запрещено — разрешено

Анализ профильного акта и законодательства, которое содержит нормы, регулирующие работу адвоката в той или иной сфере, позволяет убедиться в том, что тот вовсе не обязан ограничивать свою деятельность вышеупомянутыми организационно-правовыми формами.

Так, п.2 ст.2 закона содержит указание на основной, единственный и достаточный признак адвоката — наличие у него свидетельства на право занятия адвокатской деятельностью. Это означает, что лицо, обладающее вышеуказанным правом, независимо от того, в какой форме оно осуществляет свою деятельность, по определению, является адвокатом. Анализируемым законодательством не предусмотрена возможность лишать этого права лиц, обладающих свидетельством адвоката, но работающих, например, по трудовому договору, в правовом режиме СПД и т.п., только потому, что они не занимаются индивидуальной деятельностью или не состоят в адвокатских бюро либо объединениях.

В правовых актах отсутствует запрет на осуществление адвокатской деятельности в любой другой организационно-правовой форме, кроме упомянутых в профильном законе, и считать данный перечень исчерпывающим, по моему мнению, ошибочно, так как это приводит к сужению возможностей адвокатов реализовать свое право на предоставление услуг.

Вопреки сложившемуся мнению о том, что адвокатскую деятельность можно осуществлять только в перечисленных в акте формах, следует считать законной профессиональную деятельность адвоката в любой, не запрещенной организационно-правовой форме. Полномочия адвоката, например в уголовном процессе, могут быть оформлены в виде договора на предоставление правовой помощи от имени юридической компании, зарегистрированной в форме ООО. Исполнителем работы по договору может быть назначен адвокат, находящийся с этой компанией в трудовых отношениях. Главным условием для заключения такого договора будет наличие в уставе ООО положения о деятельности по предоставлению правовых услуг, частью или разновидностью которых является адвокатская деятельность.

При этом адвокаты, работающие по таким договорам (возможно, это будут трехсторонние и более договоры — с юридической компанией, адвокатом и клиентом), не окажутся вне закона, поскольку п.2 ст.6 акта не относит тех, кто осуществляет свою деятельность не в предложенных новым законом организационно-правовых формах, к лицам, которые не могут быть адвокатами, а ст.7 данного закона не запрещает совместительство, кроме должностей, предусмотренных п.1 ч.1 ст.4 закона «О принципах предотвращения и противодействия коррупции».

 

ЛАРИСА ЖУРАВСКАЯ - адвокат ООО «Адвокатская фирма «НИКА»


Прямая речь

АЛЕКСЕЙ РЕЗНИКОВ, партнер ЮБ «ЕПАП»:

— На самом деле ничего не изменилось. Адвокат и согласно старому закону имел право осуществлять свою деятельность либо единолично, либо объединившись с другими адвокатами. Закон предусматривал, что он может принимать участие в объединениях, которые называются «компания», «контора», «объединение» и т.п. Сейчас это объединение так и называется — адвокатское объединение. Если адвокат хочет работать единолично, то он либо регистрируется как самозанятое лицо, либо создает свое адвокатское бюро. Если он хочет работать вместе с другими адвокатами, то может работать с ними в адвокатском объединении, в том числе и по трудовому соглашению, которым будут предусмотрены особые условия — конфиденциальность, соблюдение адвокатской тайны и т. п. Но он может работать по найму, и это все равно будет считаться объединением с другими адвокатами, просто он при этом не будет его учредителем.