Закон і Бізнес


Командир Беспечность

Пилоты решили вздремнуть, оставив самолет на стюардесc


Пилоты индийской авиакомпании не боятся ни оставить кабину, ни заснуть во время полета.

№21 (1111) 25.05—31.05.2013
4260

Путешествуя с Air India, будьте готовы к разного рода неожиданностям. Например, место посадки самолета может измениться прямо в пути, или уставшие пилоты оставят штурвал. Некоторым пассажирам уже «повезло» ощутить на себе все «прелести» подобных полетов.


Представьте себе, что вы поднялись на борт в Дели, а сойти должны в Бангалоре. Но во время полета вдруг видите, как командир экипажа безуспешно пытается ворваться в кабину, где находится второй пилот, который не может открыть дверь изнутри. Собственно, именно в такую ситуацию и попали пассажиры рейса Дели — Бангалор, который выполняла авиакомпания Air India.

Некоторые издания пишут, что никакой паники на борту не было. По другим данным, паника все-таки возникла, и в это можно поверить: при виде пилота, который никак не может попасть на свое рабочее место, у пассажиров определенно должно возникнуть беспокойство. Ответственность за самолет и пассажиров пришлось брать на себя второму пилоту. Он связался с наземными службами и попросил разрешения совершить незапланированную посадку. Диспетчеры дали добро, и в итоге самолет сел в Бхопале.

На земле на помощь экипажу, пассажирам и двери пришли инженеры. Как позднее заявили в авиакомпании, ни во время полета, ни во время работы специа­листов безопасности пассажиров ничто не угрожало, никто не пострадал. Как только дверь починили, экипаж продолжил выполнять рейс.

Вполне вероятно, что этот воздушный инцидент, который тут, на земле, кажется даже забавным, мог бы остаться незамеченным. Однако на этот случай обратили внимание, поскольку он оказался уже не первым странным происшествием на борту самолетов авиакомпании Air India за последние несколько недель.

Месяц назад во время полета Airbus-320 из Бангкока в Дели со 166 пассажирами на борту командир экипажа и второй пилот решили вздремнуть. Они покинули кабину и ушли в первый класс, где провели, по разным данным, от 20 до 40 минут.

Прежде чем пойти отдыхать, летчики провели мастер-класс для двух стюардесс, объяснив им, как воздушное судно летит и на какие кнопки лучше не нажимать. Стоит отметить, что пребывание борт­проводниц в кабине не то чтобы совсем запрещено, но все же несколько ограничено: стюардессы могут посетить пилотов, когда приносят им попить или перекусить. Но летчики этим правилом пренебрегли.

Пока они отдыхали, одна из стюардесс случайно отключила автопилот. Сколько именно времени самолет оставался без управления, неизвестно. Так или иначе, командир и второй пилот вернулись на свои места, и полет для всех, кто находился на борту, закончился благополучно.

Сразу после инцидента Air India заявила, что на самом деле пилоты никуда не уходили, просто они перетрудились и по рассеянности (которая была результатом переутомления) отключили автопилот.

В мае этого года авиакомпания сообщила, что оба пилота и обе стюардессы отстранены от работы на время проверки. Какое решение по итогам расследования будет принято, не так уж важно. В конце концов, Air India уже переживала историю с пилотами-сонями — и ничего, продол­жает выполнять рейсы.

Случай, когда летчики уснули на ра­бочем месте, произошел еще в 2008 г. Тогда самолет (рейс Дубаи — Джайпур — Мумбаи) улетел на 600 км от конечной точки маршрута, поскольку уставшие пилоты крепко спали. Разбудили летчиков диспетчеры: они увидели, что самолет с сотней пассажиров не начал снижаться, когда это нужно было делать, и забили тревогу. Проснувшиеся командир экипажа и его помощник развернули лайнер на полпути к Гоа и все-таки сели там, где положено.

После приземления представители Air India заявили, что никаких 600 лишних километров самолет не пролетал. Мол, на самом деле диспетчеры просто временно потеряли связь с бортом, никто в кабине не спал, а самолет при этом пролетел всего каких-то 15—20 км.

 

ЛЕНА АВЕРЬЯНОВА, Lenta.ru