Закон і Бізнес


Справедливость без спешки

Нардепы готовы снять ограничения для заявления требований кредиторами


В.Данишевская отметила, что после рассмотрения в парламенте подготовленный экспертами проект изменился не в лучшую сторону.

№17 (1107) 28.04—04.05.2013
Сергей Милоградов
4083

Эксперты считают, что новая редакция закона о банкротстве позволяет кредиторам значительно лучше защищать свои права. Однако прописанные нормы все же существенно отличаются от тех, которые хотели бы видеть специалисты, ведь инвестор все еще не может быть уверен в возвращении средств. Поэтому в Верховной Раде готовятся к внесению новых изменений, которые, в частности, позволят кредитору получить средства независимо от того, когда он заявил требования.


Хотели как лучше

Особенности новой редакции закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» обсудили нардепы, судьи, арбитражные управляющие и эксперты во время конференции «Реструктуризация и банк­ротство: новые правила». Мероприятие организовали ВОО «Саморегулируемая организация специалистов конкурсного процесса» и Центр коммерческого права.

Закон, который существенно изменил проведение процедуры банкротства, Верховная Рада приняла еще в 2011-м, однако он вступил в силу только в январе этого года. Новации позиционировались как такие, которые должны создать механизмы для улучшения защиты прав кредиторов. По мнению экспертов, на это и направлены изменения. Другое дело, что они все-таки содержат значительное количество недостатков.

По словам вице-президента ВОО «Саморегулируемая организация специалистов конкурсного процесса» Виталия Титича, ожидать немедленных позитивных изменений не стоит. «Скорее наоборот, в сегодняшних реалиях украинского правоприменения многочисленные «технические» изъяны новой редакции могут иметь серьезные негативные последствия», — считает он.

Почему в конечном итоге закон далек от совершенства, попробовала объяснить директор Центра коммерческого права Валентина Данишевская, принимавшая участие в подготовке проекта. Она продемонстрировала участникам конференции отрывок из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром», где архитектор нарисовал проект здания. После его утверждения в разных кабинетах величественное со­оружение превратилось в обычную многоэтажку. Подобные метаморфозы, считает В.Данишевская, произошли и с изменениями в закон.

Вместе с тем эксперт отметила, что новая редакция все же существенно лучше, чем предыдущая. Раньше, по ее словам, закон использовался для того, чтобы легально не платить долги, также его положения способствовали захвату предприятий.

По мнению В.Данишевской, тот факт, что в прошлом году «заробитчане» привезли в государство больше средств, чем вложили иностранные инвесторы, ярко демонстрирует то, как в Украине защищаются права кредиторов. При этом деньги поступали преимущественно из Кипра. То есть, скорее всего, они были заработаны именно в нашей стране и просто вернулись. Таким образом, отметила В.Данишевская, уже почти не осталось тех, кто готов рисковать, инвестируя в Украину.

Вряд ли новая редакция закона о банк­ротстве сможет кардинально изменить ситуацию, но, убеждена директор цент­ра, принятие акта — шаг в правильном направлении. В.Данишевская указала на то, что, конечно, новации содержат некоторые несоответствия и ошибки, но минимизировать их можно будет благодаря качественным толкованиям.

На то, какое значение для экономики имеет этот нормативный акт, обратил внимание и вице-президент ВОО «Саморегулируемая организация специалистов конкурсного процесса» Андрей Потемкин. Он привел статистику рассмотрения хозяйственными судами дел о банкротстве в тех случаях, когда кредиторами были банки. После того, как разразился финансовый кризис, количество таких дел возросло в 5 раз. Так, если в 2007 г. их было около 150, то в 2011-м свыше 750. Еще стремительнее увеличивалось количество дел, инициированных именно должником, — их за последние годы стало больше в 50 раз. Также очевидно, если в суд обращались финучреждения — они пытались вернуть долги, а заемщики очень часто инициировали производство, чтобы уклониться от выполнения своих обязательств.

Изменения будут

Роль указанного закона понимают и в Верховной Раде. При этом парламентарии осознают и несовершенство принятых ими новаций. Представитель ВО «Батьківщина», заместитель председателя Комитета ВР по вопросам экономической политики Ксения Ляпина в ходе конференции рассказала, что уже готовится ряд изменений.

По ее мнению, вопрос банкротства является одним из ключевых для отечественной экономики, а международные организации неоднократно указывали, что невыполнение обязательств перед кредиторами — серьезная проблема для нашей страны. К.Ляпина воспринимает новый закон о банкротстве как «живой», то есть его постоянно будут корректировать в соответствии с возникающими потребностями. Хотя и нынешняя редакция, по ее словам, уже помогла сбалансировать права кредитора и должника.

В парламенте, рассказала нардеп, есть значительное количество проектов, которые направлены на изменение правил регулирования процедур санации и банкротства. Часто это несистемные изменения: готовя проекты, нардепы пытаются решить какой-то конкретный вопрос, который их беспокоит. И здесь, отметила К.Ляпина, необходимо анализировать проекты, чтобы определять, какие согласовываются с идеологией нынешнего законодательства, а какие противоречат ей. Для того чтобы отделить зерна от плевел, в ВР даже создали специальный совещательный совет.

Кроме того, что законодательные изменения должны быть приняты, они должны работать так, как того хотели их авторы, отметила К.Ляпина. При этом, по мнению нардепа, имеют место случаи, когда закон выполняется с отклонениями, полностью меняющими его назначение. Заместитель председателя комитета пообещала, что в данной сфере будет действовать парламентский контроль.

Длительность гарантий

В необходимости внести ряд изменений в закон убеждена и сама К.Ляпина. В частности, она сомневается в целесообразности ограничения срока для заявления кредиторами своих требований.

Так, в соответствии с законом после обнародования сообщения о возбуждении производства по делу о банкротстве кредиторы должны в течение 30 дней заявить о своих требованиях. Пропущенный срок не подлежит восстановлению, а требования, заявленные после него, не считаются конкурсными. Их будут погашать только в шестую очередь. Таким образом, даже один из основных кредиторов может вообще не дождаться получения своих денег — на всех не всегда хватает.

К.Ляпина убеждена, что такие ограничения для кредиторов неуместны. По ее словам обязательства не могут исчезать просто так. «Украина уже должна была бы переболеть таким подходом», — отметила нардеп. Она считает целесообразным внес­ти изменения, в соответствии с которыми, даже если срок заявления требований кредиторами уже истек, они все равно смогут заявить об обязательстве и попасть в ту очередь, к которой должны были относиться. Однако тот, кто опоздает, будет иметь все же меньше прав, чем более ловкие кредиторы, в частности не сможет принимать участия в управлении процессом санации. Хотя всю информацию о его ходе будет получать.

В Верховной Раде считают, что еще одной проблемой является отсутствие закона, который полноценно регулировал бы порядок организации аукционов. Неизвестно, как их проводить, какой должна быть процедура. Поэтому данные вопросы временно следовало бы как можно детальнее прописать в законе о восстановлении платежеспособности.

В том, что необходимо и дальше стремиться к тем правилам, которые обеспечат неукоснительное выполнение должником своих обязательств, убеждена и В.Данишевская. По ее словам, в зарубежных странах нет практики лишения кредиторов возможности вернуть средства, если они не успевают своевременно подать соответствующие документы. В некоторых странах арбитражный управляющий резервирует средства для выплаты тем, кто за ними еще не обращался.

Законодательные новации, убеждены эксперты, должны способствовать устранению препятствий для кредиторов, ведь только тогда они не будут бояться давать средства отечественным предпринимателям. Кроме того, инвестору не придется перестраховываться на случай убытков, и как следствие, он сможет снизить процентную ставку. Но без действенных и проверенных на практике гарантий он вряд ли пойдет на такой шаг.