Закон і Бізнес


Вымученная отсрочка

В ВР без проблем найдутся 300 желающих остаться в депутатских креслах


Государство и общество, №4 (991) 22.01—28.01.2011
3075

Чем в большей мере продиктованы действия народных избранников: партийным патриотизмом или личными интересами? Ответ на этот вопрос можно будет узнать уже в начале февраля, когда парламент будет голосовать за проведение очередных выборов в октябре 2012 года. По мнению большинства экспертов, 300 голосов, необходимые для поддержки соответствующих изменений в Конституцию, найдутся без особых проблем и «стимулов».


«И примкнувшие к ним…»

В начале 8-й сессии народные депутаты должны сделать последний шаг, чтобы ¬оставаться при мандатах еще полтора года. Предварительное голосование за законопроект о внесении изменений в Конституцию (№7265) показало наличие такого желания: 19 ноября прошлого года за документ проголосовали 305 парламентариев. На Банковой, похоже, также согласились с целесообразно¬стью отсрочки «переформатирования» Верховной Рады.
Правда, согласно сугубо арифметическим подсчетам сторонников большинства в парламенте, интрига якобы остается. Ведь, по данным о межфракционном распределении мандатов, имеем лишь 266 «гарантированных» голосов в поддержку инициативы: 180 «регионалов», 25 коммунистов, 20 литвиновцев и 41 внефракционный нардеп.
«Примкнувшими к ним» эксперты называют еще 22 нардепа из фракции блока «НУНС», которые входят в так называемую группу Давида Жвании и Виктора Балоги. 19 ноября конституционное большинство помогли создать еще 19 «нунсовцев» и 10 бютовцев, часть которых уже являются внефракционными. То есть «большевикам» достаточно обеспечить полную явку своих «штыков» (или по крайней мере их карточек), а также, чтобы «сочувствующие» не передумали в последний момент.

Одни — не могут, другие — не хотят

Собственно на обработку бывших партнеров по власти и будут направлены усилия штаба «бело-красных». Ведь, как отмечают эксперты, именно БЮТ больше других политсил теряет в случае отсрочки выборов. «Точнее, не БЮТ, а Юлия Тимошенко и ее окружение, — считает политолог Владимир Фесенко. — Ведь фракция выборов не хочет. Еще очень хотел бы выборов в 2011-м Сергей Тигипко, но он повлиять ни на что не может. Неплохо было бы провести их в настоящий момент и для Арсения Яценюка, Олега Тягныбока, но в конечном итоге они не проиграют».
Слова политолога подтверждают и в самой фракции БЮТ — «Батьківщина». Так, «Сегодня» Андрей Шкиль заявил: «305—310 голосов у них будет. Оппозиция здесь уже не способна ни на что повлиять».
Если быть точным, то часть оппозиционных нардепов и не имеет особого желания влиять на прохождение данного закона. Ведь для большинства из них Верховная Рада VII созыва может не открыть свои двери: «старые» товарищи в список не включат, а у новых партнеров своих претендентов хватает. Правда, не исключено, что у них будет шанс посоревноваться в мажоритарных округах. Однако пропорциональная система за 6 лет настолько расслабила нынешних нардепов, что они растеряли навыки борьбы за благосклонность избирателей.
Делать ставку на патриотизм тех, кто прошел по спискам в настоящее время оппозиционных сил, не берется ни один эксперт. Ведь не секрет, что формирование блоков партий происходило не только на основе оценки идейных убеждений соратников, а место в списках определялось не по личному рейтингу. Поэтому бывшим лидерам этих объединений не стоит сетовать на «предательство»: как говорят в народе, «бачили очі, що купували…».

Скрытые угрозы

Впрочем, опасность для парламента остается: если по каким-либо причинам голосование «провалят», провести закон со второго захода в этом году будет невозможно. Конституция не позволяет повторно подавать тот же проект о внесении изменений в Основной Закон на протяжении года со дня его отклонения. Хотя и в этом случае возможны варианты. Например, конституционная реформа 2004 года проводилась после того, как был провален законопроект №4105, но в Конституционном Суде впоследствии решили, что новый проект (№4180) отличается от предыдущего из-за изменений в ряде положений, поэтому и сравнивали в Суде не отдельные нормы, а документы в целом.
Также можно услышать дискуссии относительно того, распространяется ли на проект №7265 правило ч.2. ст.158 Основного Закона, согласно которому парламент не может изменять одни и те же конституционные нормы на протяжении срока своих полномочий. Ведь согласно духу Конституции эту норму можно толковать и следующим образом: недопустимо изменение одних и тех же положений во время одной каденции парламента. Ведь никто, кроме Верховной Рады, вносить изменения в Конституцию вообще не уполномочен. И хорошо (для нынешнего большинства), что Верховная Рада ни одним своим решением не стала одобрять или подтверждать вердикт Конституционного Суда о возобновлении действия Основного Закона 1996 года.
Наконец, если до октября 2012 года появятся намерения провести новую конституционную реформу или принять новый Основной Закон, будущее голосование может воспрепятствовать этому. Ведь в положениях, которые будут утверждены в феврале 2011-го, нельзя изменять ни одной запятой. И если нынешних нардепов это не волнует, то Конституционной ассамблее, которую намерен созвать Президент, придется поломать голову над тем, как совместить новые идеи со «старыми» положениями.

Лев СЕМИШОЦКИЙ