Закон і Бізнес


Деньги не главное

Кто и почему чаще всего предоставляет помощь pro bono?


№25-26 (1375-1376) 26.06—06.07.2018
Ирина КОНДРАТЬЕВА, право.ру
8642

Cтаршие юристы больше работают pro bono, чем их младшие коллеги, а крупным компаниям делать это проще, чем небольшим фирмам. К таким выводам пришли в Американской ассоциации юристов, выпустившей очередной доклад о работе pro bono. Как развивается этот сегмент в США и сколько юристы готовы работать бесплатно?


Кому помагают чаще?

Эксперты, юристы крупных американских компаний, сочли выводы удивительными, но логичными. В исследовании поучаствовали более 47000 юристов. Согласно выводам, в 2016 году американские юристы тратили на бесплатную работу в среднем 36,9 часов. Если учитывать только тех, кто брал подобные проекты, этот показатель возрастает до 64,5 часов. В то же время каждый пятый вообще не оказывал такую помощь.

Наиболее типичная работа pro bono — помощь малоимущим слоям населения. Как правило, дела попадают к юристам через специальную программу или личные контакты. Одно дело занимает обычно 16 часов.

Больше всего времени при полном ведении дела отнимают споры о медицинской халатности. Если речь идет о частичном участии юриста в разбирательстве, на первом месте по длительности споров дела с участием несовершеннолетних.

Четверть споров, над которыми приходится работать, касаются вопросов семейного права. Чуть меньше дел по уголовному праву, литигации, наследственным делам и иммиграции. При этом 81% юристов оказывают помощь физлицам, а не организациям.

До 70 и старше

Соотношение между юристами разных возрастов, выбирающих работу pro bono, оказалось в пользу специалистов со стажем. «Я замечаю значительный интерес к работе pro bono у ассоциатов крупных юрфирм», – указала, директор программ prо bоnо в одной из чикагских компаний Вренна Девейни. Однако у более старших юристов действительно больше возможностей для такого вида деятельности.

Юристы в возрасте от 70 до 74 лет в 2016 году работали pro bоnо в среднем 58 часов, в возрасте 55–69 — около 40 часов, говорится в докладе. Те, кому от 30 до 49 лет, тратят на это около 30 часов.

В более старшем возрасте многие юристы уже выходят на пенсию и «предпочитают посвящать свое время работе pro bono», говорится в докладе. Хотя младшие юристы работают вдвое эффективнее, поскольку у них нет семьи и других обязательств, которые отвлекали бы их.

Когда юристов спрашивали, что мешает им заниматься работой pro bono, они указывали нехватку времени, семейные обязанности или недостаток опыта в отдельных областях.

Мотивация для юристов

В докладе также оценили, что заставит юристов посвящать больше времени благотворительным проектам. В числе основных мотивирующих факторов в США указали поддержку со стороны судейского сообщества, а также больше возможностей для того, чтобы вести не целое дело, а заниматься отдельными этапами спора. Также стимулом становилось предоставление образовательного кредита со стороны государства на подобную работу или меньший процент по кредиту, возможность работать с ментором, курировать младших юристов или же просто удовлетворение просьбы коллегии.

Что касается уже существующей поддержки со стороны работодателя юристам, готовых работать бесплатно, наиболее популярная мера — возможность использовать внутренние ресурсы фирмы, заниматься этими делами в рабочее время. Не последнюю роль играет и существование в компаниях специальной политики, направленной на поддержку бесплатной правовой помощи.

57% оказывающих такую помощь также указали, что подобная работа в период студенчества помогает сохранить интерес к ней и при дальнейшем становлении в профессии.

В целом же 81% опрошенных указали, что считают работу pro bono очень важной. Вдохновляют возможность принести пользу обществу, соображения этики и осознание своего долга как представителя юридической профессии. Однако на вопрос о планах заняться благотворительными проектами в следующем году положительный ответ дали только 45% юристов.

Помощь со скидкой

Данные доклада говорят о том, что юристы крупных фирм больше работают бесплатно, чем небольшие компании. В компаниях, где число сотрудников более 300, в среднем тратили на проекты pro bono 72,8 часов в 2016 году. В компаниях с 101—300 юристами этот показатель почти вдвое ниже — 41,8 часов.

Объяснения просты: у крупных юрфирм больше ресурсов для подобной работы. Их департаменты pro bono по сути представляют собой небольшие компании внутри компании, которые ведут процессы от начала до конца. Они находят клиентов, выявляют конфликты интересов, ведут дела и учитывают часы, потраченные на такую работу.

У крупных компаний есть инфраструктура и поддержка для подобных проектов. В то время как небольшие фирмы вынуждены многим жертвовать для pro bono.

Также многие юристы в США демонстрировали готовность оказывать помощь не бесплатно, но со значительной скидкой. Так делала пятая часть опрошенных. Четверть из них предоставляла скидку до 50%, каждый пятый – до 75%. В результате стоимость услуг колебалась в пределах от $1 до 150 в час. Каждый четвертый брал за работу менее $50, каждый пятый — более $150 в час.

Еще 15% занимались бесплатным обучением юристов, столько же выступали спикерами на мероприятиях. 7% опрошенных бесплатно выступали менторами для других юристов, участвующих в благотворительных проектах.

 

КОМЕНТАР ДЛЯ «ЗіБ»

Що для вас є чи може бути стимулом для роботи pro bono?

Наталія ВОЗНЮК, 
адвокат ПК «Татаров Фаринник Головко»:

— Юридична допомога рro bono — це фахова послуга, яка забезпечує право на доступ до правосуддя для вразливої частини населення та яку адвокат або юрист надають на волонтерських засадах. Отримати її можуть як малозабезпечені громадяни, так і благодійні, освітні та неурядові організації, суб’єкти малого підприємництва у справах, що стосуються захисту прав осіб з обмеженими фінансовими можливостями.

При цьому якість таких послуг не має бути гіршою, ніж у платних. Водночас рro bonoлише доповнює зусилля держави щодо побудови системи безоплатної правової допомоги.

Оскільки юридична робота рro bono — одна зі складових корпоративної соціальної відповідальності, адвокати ПК «Татаров Фаринник Головко» не можуть не думати про тих, хто не може дозволити собі оплатити якісний правовий захист. Допомагаючи таким людям, ми робимо свій внесок у розвиток правової держави та зміцнюємо правопорядок, адже кредо нашої компанії: «Право людини — вищий закон!».

Катерина ДОЦЕНКО, 
юрист ЮФ Bossom Group:

— Сьогодні досить актуальним є питання застосування в Україні практики pro bono. Система державних гарантій щодо надання безоплатної правової допомоги окремим категоріям населення не може задовольнити потребу в такій допомозі.

На мою думку, юристів до надання послуг pro bono можна залучити за допомогою: звільнення від сплати або часткового зменшення розміру щорічного внеску адвоката, встановлення пільг, наприклад на медичне обслуговування. Вважаю досить правильним і дієвим досвід інших країн щодо надання податкових пільг юристам безпосередньо або юридичним компаніям, які займаються діяльністю pro bono.

Однак такі пільги можуть бути лише гарним заохоченням для юристів. Першочерговою передумовою надання правової допомоги pro bono має бути почуття відповідальності перед громадянами.