Закон і Бізнес


Почетный президент Jurimex, президент АНС Данил Гетманцев:

«Некоторые положения налогового права являются сложными даже для судей»


Данил Гетманцев: «Некоторые положения налогового права являются сложными даже для судей»

№14 (1364) 07.04—13.04.2018
Вероника ВОЛИК
6541

Пятый круглый стол, который состоялся в Верховном Суде, послужил полем для обсуждения острых вопросов налогового права. Представители админюстиции отметили целесообразность подобного тренинга. У кого просить помощи в решении запутанных налоговых дел и как избавиться от проблемы недостатка специалистов в этой отрасли — «ЗиБ» ответил почетный президент Jurimex, президент Ассоциации налоговых советников, д.ю.н., адвокат Данил ГЕТМАНЦЕВ.


«Дать понимание судьям в отдельных непростых моментах правового регулирования налоговых отношений»

Сначала позвольте вас поздравить с включением в состав научно-консультативного совета при Верховном Суде.

— Спасибо! Несмотря на то, что я вхожу в НКР с 2012 года, мне очень приятно работать с такими уважаемыми коллегами, специалистами в области права. Судебная практика для меня имеет особое значение, поэтому плодотворное сотрудничество непременно принесет свой результат.

Начало 2018 года ознаменовалось стартом ваших образовательных проектов. Чем вызван такой масштабный образовательный удар именно сейчас? 

— Откровенно говоря, это совпадение. Наши образовательные проекты — Taxacademy и налоговый тренинг для судей админсудов — это результат очень длительной работы многих людей. Начиная проекты около года назад, нельзя было точно предугадать, когда они стартуют. Поэтому то, что мы смогли выпустить оба направления именно в марте 2018-го, — до определенной степени промысел Божий. Вот уже третий год подряд Taxlink совместно с Нацшколой судей проводит каждую весну и осень для судей административных судов круглые столы на тему «Проблемы административного судопроизводства в налоговых спорах». Это мероприятие стало традиционной площадкой, где встречаются ученые, судьи, налоговые адвокаты и обсуждают все актуальные проблемы правоприменения в налоговых спорах. Именно обсуждают. Это очень важно!

Расскажите о тренинге для судей.

— Это двухдневный очень насыщенный интенсив, который раскрывает все или почти все вопросы, с которыми сталкиваются судьи административных судов при рассмотрении налоговых споров. Тренинг — это совместный проект Национальной школы судей и наших компаний — Taxlink Jurimex. В подготовке тренинга принимали участие такие известные судьи-специалисты в налоговых спорах, как Ирина Желтобрюх, Наталья Блаживская и Игорь Олендер. Несмотря на ограниченность времени, нам удалось включить в тренинг даже некоторые теоретические моменты, как, скажем, экономический анализ права. Но в первую очередь — исследование правоприменительной практики Европейского суда по правам человека, Европейского суда справедливости, Верховного Суда. Также мы стремились дать понимание судьям в отдельных непростых моментах правового регулирования налоговых отношений, на которые еще не дала ответ данная практика.

Таких много?

— Они есть. Не секрет, что у нас существует только пара-тройка вузов, которые готовят юристов налоговой специализации на достойном уровне. Еще пару лет назад их не было вовсе. Судьям банально не у кого уточнить сложные для понимания вещи, которых, признаюсь, в налоговом праве очень много. И проблема в том, что не все они лежат в плоскости права. Много вопросов касаются бухгалтерского учета, технических норм и правил. Конечно, судья не обязан знать их досконально, но ему нужно в них ориентироваться, чтобы разбираться самостоятельно.

Вы считаете, что за два дня можно обучить судью налогам?

— За два дня ни судью, ни кого бы то ни было другого, обучить налогообложению определенно нельзя. Но, во-первых, мы имеем дело с уже подготовленной аудиторией, во-вторых, цель тренинга — не обучить, а дать весь необходимый материал, линки, изучая которые судья сам сможет найти ответы на все интересующие его вопросы в налоговом праве, связать воедино все налоговые процедуры, категории, объяснить их общую логику.

«Положительные изменения в стране лежат в плоскости образования»

Почему ваши проекты пользуются популярностью? Как удается собрать столько людей?

— Все очень просто, мы не продаем участие в мероприятиях. У нас невозможно выступить с пустым докладом для пиара, прорекламировав себя или свою фирму. Люди это очень быстро понимают. Наши спикеры очень серьезные специалисты — адвокаты, ученые, судьи, которые предоставляют очень качественный контент, они свободно владеют налоговой проблематикой и поэтому они интересны аудитории.

То есть коммерческого смысла в образовательных программах нет? Зачем в таком случае вам это?

— Нет, прямой коммерческой выгоды нет ни в одном проекте. А смысл есть. Мое глубокое убеждение и убеждение тех людей, которые делают эти вещи вместе со мной, состоит в том, что мы никогда не выберемся из пропасти, в которой пребывает наша страна, если будем думать только о себе. Посвящать себя своему бизнесу, выстраивать его, пытаясь отгородиться от того, что происходит в стране, это не просто аморально, это невозможно. И положительные изменения в нашей стране лежат в первую и во вторую очередь в плоскости образования.

Что вы имеете в виду?

— Взгляните на то, что происходит вокруг. Вас не удивляет уровень дискуссии по очень глубоким, узкоспециальным вопросам? Возьмем те же налоги. Уровень аргументации здесь зачастую ограничивается скаченными из интернета презентациями из европейских форумов, коряво переведенными на русский. Ими подкрепляют инициативы, продиктованные сиюминутными потребностями власти или оппозиции, а порою и просто жажду пиара. И хуже всего — это все воспринимается обществом вполне нормально, не дико!

Может показаться, что мы в принципе перестали думать. Однако для логичных размышлений и правильных выводов нам не хватает образования, кризис которого наше общество ощущает все больше и больше. И то, на что направлены наши программы, — это не предоставить ответы, не снабдить шаблонами и алгоритмами, а дать пищу для размышлений, вернуть нашей нации статус самой читающей и думающей.

Не слишком ли это наивно?

— Нет, более того, я не считаю, что есть смысл работать на цель, если она не амбициозна настолько, что кажется невыполнимой.

Вы романтик?

— В некотором роде да. Я думаю, можно говорить о смеси романтизма и тщеславия. Но я хочу верить в то, что и первое, и второе сосуществуют во мне в здоровых формах.

«Возможность стать налоговым юристом»

Но ведь Taxacademy — платный курс?

— Конечно, но средства, собранные с наших участников, мы направляем, во-первых, на продвижение самого курса, а, во-вторых, на улучшение его качества. Так, уже осенью мы планируем привлечь для чтения лекций иностранных профессоров по налоговому праву, что само по себе не дешевое, но очень полезное для наших слушателей удовольствие.

Расскажите о Taxacademy

Taxacademy — это совместный проект платформы Taxlink и Киевского национального университета им. Т.Шевченко, который за 8 недель интенсивного обучения дает максимум налоговых знаний. Это системный, целостный курс, который объединяет все разделы налогового права, а его слушатель при должном усердии действительно имеет возможность стать именно налоговым юристом. То есть мы системно даем знания по налоговому праву в их взаимосвязи, что очень важно!

Кто ваши лекторы?

— Передавать студентам налоговые знания будут судьи, эксперты-практики в области налогообложения и преподаватели финансового права юридического факультета КНУ.

Вы подготовились к Taxacademy, издав книги по налогообложению?

— (Смеется). Если предположить, что мы начали готовиться с 2014 года, когда вышла наша первая книга, то да. Однако следует признать, что издания Jurimex-Taxlink стали отличным подспорьем для Taxacademy. По сути, наша серия охватывает все налоги (кроме налога на прибыль).

Что получают ваши слушатели после окончания Taxacademy?

— Во-первых, знания. Кроме того, каждый слушатель имеет право пройти специальное тестирование, которое покажет, насколько повысилась его квалификация. При успешном прохождении полагается дополнительный сертификат, который послужит привилегией в работе. Кроме того, Taxacademy — это своеобразный вход в профессию налогового юриста: очень сложную, но очень востребованную.

В прошлом году по заказу Минфина Taxlink разработал законопроект о реформе налоговой ответственности. Что с ним сейчас?

— Такой проект действительно был разработан, однако не только нами. Над проектом работала целая группа, созданная министерством. В результате получился неплохой и, как сейчас модно говорить, «по мнению экспертов» достойный документ. Мы презентовали реформу в декабре прошлого года.

Сейчас документ должен быть подан Минфином на рассмотрение Кабинета Министров. Однако в нашей стране интерес к изменениям налогового закона почему-то теряется после Нового года и возобновляется осенью. С этой национальной традицией мы связываем отсрочку его принятия.

Скажите, вы ведете столько некоммерческих, откровенно социальных проектов. На основную работу у вас хватает времени?

— Если честно, мне сложно сегодня сказать, какая работа является основной, т. к. все, чем я занимаюсь, я делаю с полной отдачей и душой. Очень помогают партнеры и люди, которые рядом. Так уж сложилось, что чем больше у тебя проектов и направлений развития, тем больше времени на их воплощение в жизнь. Время понятие относительное, оно способно изменяться в своем течении в зависимости от внешних факторов.