Закон і Бізнес


Адвокатов на всех не хватит

Может ли один юрист защитить права 11000 граждан?


№45 (1343) 25.11—01.12.2017
Маггерам ЗЕЙНАЛОВ, Би-би-си, Баку
7358

С 1 января 2018 года в Азербайджане представлять граждан в суде смогут только члены единственной Коллегии адвокатов. А таковых на всю страну с 10-миллионным населением всего 905 человек. К чему это может привести?


Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал поправки, которые парламент внес в гражданский и административный процессуальные кодексы, а также в закон «Об адвокатах и адвокатской деятельности». В уголовных делах в Азербайджане уже давно могут вести защиту только члены коллегии. Теперь к ним прибавились и дела гражданские. Таким образом, в стране полностью ликвидирован институт представительства.

Согласно азербайджанскому госкомстату, в стране живет 9,8 млн человек. При этом в коллегии состоит только 905 адвокатов. То есть в среднем один адвокат приходится на 11 тыс. граждан. Так, в Газахском районе с населением 96 тыс. работает только два члена Коллегии адвокатов. «Около 100 человек (из тех, кто состоит в коллегии) не занимаются постоянно адвокатской деятельностью», — говорит юрист и правозащитник Самед Рагимли.

Юридической защиты лишатся самые малообеспеченные. Нехватка адвокатов создаст высокий спрос на защитников. «Таким образом, цены на их услуги будут расти, а это значит, что не всем они будут по карману, — говорит С.Рагимли. — То есть это решение отразится на самых бедных и незащищенных слоях».

Высокий спрос и загруженность адвоката отразится и на качестве его работы. Кроме того, единственная на всю страну Коллегия адвокатов становится своего рода монополистом в деле защиты. «У нас всего одна адвокатская коллегия, в то время как во всех странах с развитой правовой культурой адвокатская деятельность не монополизирована и, как правило, есть региональные коллегии, — говорит юрист Эркин Гадирли.

«Большинство членов квалификационной комиссии при Коллегии адвокатов — 6 человек из 11 — назначается работниками госорганов, а это говорит о зависимом положении структуры, принимающей в адвокаты», — утверждает С.Рагимли. Хотя в независимой приемной комиссии не должно быть представителей государственных органов.

Официальная причина изменений в законах — улучшение качества оказываемых услуг, устранение из этой среды непрофессионалов. «Упомянутые изменения и дополнения являются продолжением прогрессивных судебно-правовых реформ в нашей стране. Эти изменения окажут положительное влияние на улучшение качества юридических услуг, предоставляемых населению в нашей стране», — говорится в сообщении самой коллегии,

В заявлении говорится, что коллегия будет расширена, а в ближайшее время пройдут экзамены на членство в ней.

Однако называются и другие причины изменений. Они, возможно, затруднят отправку дел в Европейский суд по правам человека. «В последние три года Евросуд стал активно принимать решения по жалобам из Азербайджана», — констатирует правозащитник Мятанят Азизова, политбеженка, живущая в Европе. Последние годы в стране тысячи судебных решений, которые не защищают нарушенные права, а наоборот, поддерживают структуры, нарушавшие права людей, особенно свободу собраний, право на собственность.

По ее словам, решения ЕСПЛ серьезно сказываются как на бюджете страны, так же и на ее имидже. «Изменение в законе нацелено на то, чтобы население меньше обращалось в суд, так как юристы, представители в судах, сотрудничавшие с НПО, часто оказывали бесплатную правовую помощь. Меньше жалоб — это положительная статистика и доказательство того, что нарушений прав нет», — утверждает М.Азизова.

О том, что в Азербайджане систематически нарушаются права человека и собственности, не раз заявляли международные организации. В «Индексе прав собственности» Международного альянса прав собственности Азербайджан занимает 115-е место из 127 стран списка.  А в индексе «Состояние свободы в мире» организации Freedom House республика находится на 188-м месте из 210.

В 2000 году аналогичные изменения были внесены в уголовный кодекс в отношении обвиняемой стороны. А с 2013 года потерпевшая сторона также была лишена права на защиту со стороны нечлена коллегии.

Что касается уголовных дел, то в этом случае адвоката по требованию обвиняемого предоставляет государство. Теперь трудность состоит в том, чтобы его найти. По мнению местных юристов, качество услуг такого адвоката, как правило соответствует, его стоимости — два маната в час (около 30 грн.— Прим. ред.).