Закон і Бізнес


«Юрпаутина» затягивает…

Несколько советов о том, как правильно вести соцсети


Юристам радять не розділяти особистий простір, включаючи акаунти в соцмережах, і власний професійний імідж.

№27 (1325) 08.07—14.07.2017
Алексей МАЛАХОВСКИЙ, Право.ру
29294

Сегодня сложно представить себе юриста крупной фирмы без аккаунта в Facebook или какой-то другой социальной сети. Однако вести такой аккаунт тоже надо уметь. Один некорректный комментарий или забавный перепост может серьезно ударить не только по репутации юриста, но и фирмы, в которой он работает.


Репутационные риски

За последние годы социальные сети стали неотъемлемой частью жизни и работы большинства людей, а также одним из эффективных инструментов современного маркетинга. Не является исключением и юридический мир. Однако из-за консервативности профессии не все классические пиар-механизмы можно применять для продвижения фирмы через социальные сети.

Эксперты предупреждают, что девиз «все, что не некролог – все пиар» в юридическом бизнесе не работает. Одним, казалось бы, забавным постом сотрудник может нанести серьезный урон репутации фирмы. Объяснение этому простое. Попадая в соцсети, юристы забывают, что находятся в публичном пространстве и должны соблюдать те же этические нормы, как в судебном процессе.

Самый легкий способ проверить, насколько уместен тот или иной комментарий: попробуйте понять, сможете вы сказать то, что написали, перед полным залом вслух и противоречит ли это нормам профессиональной этики? Если что-то вызывает сомнение, то лучше оставьте мысли при себе, ведь охват соцсети намного больше любой аудитории, а возможные репутационные риски в разы сильнее.

Лучше сосредоточиться на позитивной повестке. Можно инициировать обсуждения профессиональных тем или делиться важной правовой информацией, говорит эксперт. В постах будет не лишним использовать мультимедиаматериалы: фото-, видео-, инфографику и даже опросы. И пусть такая информация выкладывается на личной страничке юриста, у многих она будет ассоциироваться с компанией, где работает пользователь. «Аккаунт даже одного адвоката-руководителя является зеркалом всей фирмы»,— считают эксперты.

Попробуйте посмотреть на свои странички в социальных сетях глазами клиентов: обратитесь ли вы к такому консультанту за юридической помощью или нет?

Ищи клиента в ФБ?

Сами юристы придерживаются мнения, что в рамках приличий и закона можно писать на любые темы. Впрочем, некоторые советуют не посвящать публику в личную и семейную жизнь, делать минимум селфи и тщеславных постов, а также не выкладывать фото застолий. Еще рекомендуют коллегам учитывать свой возраст: то, что вполне адекватно для студента, может быть совершенно неприемлемо для состоявшегося юриста.

Разошлись позиции у юристов по вопросу о том, могут ли соцсети привлечь новых клиентов. Одни уверены, что Фейсбук может быть одним из инструментов продвижения фирмы: это сарафанное радио, поэтому создавайте интересный контент и сообщайте о нем в своих аккаунтах.

Другие, наоборот, сомневаются, что соцсети приведут новых доверителей. По их мнению, личные странички в интернете главным образом позволяют адвокату рассказывать общественности важную информацию – выступать ньюсмейкерами. При этом считают допустимым приводить факты нарушения закона со стороны судей и сотрудников правоохранительных органов, называя их фамилии. Но предостерегает от оценочных характеристик их действий. Общественная огласка даже через личный аккаунт может быть эффективной тактикой защиты, уверен адвокат.

Но не все юристы хотят пиарить себя через соцсети. Для кого-то это сугубо личное пространство.

У адвокатов свои правила

С определенными ограничениями в соцсетях приходится считаться и адвокатам. Пять базовых принципов для них: профессионализм, сдержанность и корректность, достоинство, безопасность и корпоративность.

По словам экспертов, идеальная линия поведения защитника в соцсетях выглядит следующим образом – публиковать на страничке только то, что ты можешь высказать публично, выступая в качестве адвоката. Одним словом, не имеет значения, где адвокат допускает нарушения этических требований: в личном блоге, при выступлении на телевидении или во время застолья в ресторане.

Вместе с тем дисциплинарные органы адвокатского сообщества не должны брать на себя роль полиции нравов. Профессиональный защитник в соцсетях сам решает, будет он придерживаться корпоративных норм или выберет безграничное право на личное пространство с возможными последствиями.

Идеальная страница должна ненавязчиво рассказать о юристе как о профессионале и дать немного информации о том, какой он человек.

Тяжелая ноша госслужбы

Больше всего ограничений испытывают на себе представители судебной системы и госслужащие, которые решаются выйти в публичное поле. А за малейшее нарушение тут же следует жесткое наказание.

Впрочем, по мнению служителей Фемиды, достаточно не выкладывать компрометирующих материалов. Последними считается обнаженка или фото с алкоголем. Также советуют коллегам не указывать в личных аккаунтах место работы, не размещать фото с рабочего места и не писать о роде своей деятельности в публичных комментариях.

Эксперты же напоминают: представителю судебной системы следует помнить, что, глядя на его поведение – реплики и идеи, другие люди формируют свое мнение о правосудии. Но служителям Фемиды нельзя запрещать высказывать различные позиции в научных обсуждениях, которые проходят и на просторах соцсетей.

Если говорить упрощенно, то нужно совмещать «котиков и футбол» с записками чиновника.

 

СОВЕТЫ

Что нельзя писать в соцсетях юристу:

• резкие высказывания в адрес коллег;

• нецензурную брань и оскорбления;

• позволять себе «персональные выпады» – переход на личности в спорах;

• распространять недостоверные сведения;

• навязчивую саморекламу и рекламу фирмы;

• с осторожностью комментарии на политические темы;

• публиковать семейные фото (адвокатам уголовных практик);

• негативные комментарии про клиентов, в том числе и бывших.

 

ОПЫТ

Идеальная модель поведения для юриста в соцсетях от адвоката Ильи Новикова 

1. Аккуратнее с гламуром. Посты жанра «После продуктивного рабочего дня мы с коллегами любим поиграть в гольф, поесть устриц и выпить пинаколады (29 фото)» сейчас выглядят уже довольно смешно.

2. Правозащитный пафос на самом деле уместен реже, чем кажется.

3. Традиционный адвокатский жанр «селфи из зала суда на фоне подзащитного в клетке» имеет свои ограничения. Как минимум стоит сперва спросить разрешения у своего доверителя. И желательно, чтобы у вашей аудитории подзащитный вызывал сочувствие, а не злорадство.

4. Не надо постить новости в будущем времени. Когда вы говорите или пишете о сделанном вами пять минут назад – это новость, пусть и скромная, а когда делитесь планами на следующую неделю – это похвальба.

5. Не забывайте ретушировать адреса и в необходимых случаях имена, прежде чем выкладывать в сеть фото документов.

6. Смешную картинку про юристов лайкнут в пять раз больше людей, чем длинный пост о выигранном вами деле. Будем честны: пост, скорее всего, лайкнет только ваша мама.

7. Если вы старше 30 лет, помните, что будь вы хоть новым Плевако, ваши успехи все равно менее интересны людям в соцсетях, чем видео с котиками. Пост с фото живущего в СИЗО кота все равно лайкают лучше новостей с судебной передовой.

8. Дружите в соцсетях с судебными журналистами. Они расскажут о вас и вашем деле, если вы дадите им интересную историю.

9. Если у вас нет такой истории и вы не можете придумать, как сделать интересной ту историю, которая есть, то вам ничего не поможет.