Закон і Бізнес


Подпитки коррупции

Как противодействовать фиктивному предпринимательству, чтобы оно не искажало инвестиционную привлекательность Украины


Инвестиционная привлекательность страны тем выше, чем меньше в законодательстве лазеек для фиктивного предпринимательства.

№41 (1287) 08.10—14.10.2016
Денис ШКИПТАН, адвокат, старший партнер ЮФ «Правовест»
15409

Несмотря на то, что в отечественном уголовном законодательстве есть описание того, что может считаться фиктивным предпринимательством, возможности для работы мошенников в данном направлении очень велики. Попробуем разобраться на примерах из практики, как можно улучшить законодательную базу Украины для эффективной борьбы с «фиктивщиками».


Нормативно-правовая база и ее недостатки

Статья 205 Уголовного кодекса определяет фиктивное предпринимательство как уголовное преступление, суть которого заключается в создании или приобретении субъектов предпринимательской деятельности (юридических лиц) с целью прикрытия незаконной деятельности или осуществления видов деятельности, относительно которых есть запрет.

В отличие от национального законодательства, в зарубежных странах к фиктивным действиям в предпринимательской деятельности уголовное право относит разнообразные и сложные, по своей форме и размеру, общественно опасные и противоправные деяния, которые свидетельствуют о недействительном, необязательном и вымышленном характере сделок и действий.

Попытка национального законодателя ограничить объем таких операций только одной нормой УК Украины (фиктивное предпринимательство) не может свидетельствовать об адекватности и взвешенности уголовной политики государства в сфере хозяйствования. В связи с этим нужно искать другие пути правового решения этого вопроса, например, за счет комплексного изучения и имплементации тех положений иностранного уголовного законодательства, которые не только выглядят эффективными и действенными, но и зарекомендовали себя с положительной стороны в судебно-следственной практике.

Существующие законодательные формулировки и неоднозначное толкование ст.205 УК, предусматривающей ответственность за совершение фиктивного предпринимательства, нуждается в совершенствовании, путем уточнения и четкого разграничения действий и ответственности за них, осуществляемых фиктивными субъектами хозяйствования.

Однако не только несовершенные нормы уголовного законодательства препятствуют активной борьбе с проявлениями и последствиями фиктивного предпринимательства. Проблемным аспектом является тот факт, что определение терминов «местонахождение» и «юридический адрес» в различных нормативных документах имеет разную смысловую нагрузку.

Законодательством не предусмотрено четких требований к размещению юридических лиц в отдельно выделенных помещениях, наличию на фасаде здания вывески о размещении юридического лица, минимальных сроков действия договоров аренды помещений, подтверждению прав собственности арендодателя на помещение, арендуемые лицом, которое желает зарегистрироваться.

Изменения, внесенные в Закон Украины «О хозяйственных обществах» в 2011 году, полностью исключили из законодательства требования относительно минимального размера уставного капитала общества (то есть он может быть и 10 гривен), а Интернет переполнен объявлениями от фирм, которые за плату в размере 800-1000 грн. готовы пройти за Вас всю процедуру регистрации.

Сложности в аренде помещения под виртуальный офис тоже не возникнет, а если вообще нет желания заниматься регистрацией, то, в крайнем случае, за весьма небольшую сумму в 7-10 тысяч гривен можно приобрести уже готовое предприятие, которое не так давно осуществляло вполне законную деятельность и платило налоги.

Проблем с подставным директором тоже не будет, любой участковый инспектор за скромное вознаграждение подскажет перечень таких подходящих лиц.

Другими словами, фиктивное предпринимательство характеризуется как создание или приобретение так называемой «пустой» фирмы (без активов и не имеющая других целей, кроме осуществления противозаконной деятельности) для вывода активов с целью обналичивания денежных средств и / или снижения базы налогообложения.

Недостатки правового регулирования предпринимательской деятельности, погрешности фискальной политики Украины, несовершенство уголовного законодательства, способствуют созданию условий, при которых организованные преступные группы не только создают или приобретают субъекты предпринимательской деятельности, но и используют разновидности фиктивных предприятий для осуществления действий, которые направлены на получение незаконной прибыли другими реальными предприятиями.

Системный анализ действующего законодательства, регулирующего порядок создания субъектов хозяйствования, правоотношений между субъектами предпринимательской деятельности, свидетельствует также о том, что его правовая несогласованность тормозит развитие предпринимательской деятельности, а правовые недостатки и разногласия правонарушители используют для совершения различных махинаций.

Противозаконная деятельность как она есть

Фиктивное предпринимательство является классическим способом маскировки преступной деятельности ее организаторов, с целью уклонения от ответственности при совершении экономических преступлений, таких как:

Достигается это путем перекладывания ответственности на учредителей и руководителей существующего только на бумаге субъекта предпринимательской деятельности. Фактически фиктивные коммерческие структуры выполняют посреднические функции, принимая на себя все виды ответственности и не имея при этом собственных материальных ценностей и финансовых ресурсов, а зачастую и физических лиц, способных нести эту ответственность.

Рассмотрим примеры.

Государственное предприятие «Альфа» покупает у компании «Бета» товар по завышенной цене. Для маскировки явно невыгодного для предприятия «Альфа» контракта, в качестве посредника используется фиктивная фирма «Гамма». Разница между уплаченной суммой и рыночной ценой делится между руководителями предприятий, принимавших участие в сделке. При этом создается впечатление, что товар был куплен у посредника, который и завысил цену. Возможен и обратный вариант, когда госпредприятие продает свою продукцию зарубежному партнеру через посредников, но по заниженной цене.

Незаконное обналичивание денежных средств может осуществляться по такой схеме: Частное акционерное общество «Альфа», регистрирует (или покупает) компанию ООО «Бета» (которое не имеет активов, основных фондов или средств производства), назначая директором постороннее лицо. В дальнейшем этот «номинальный» директор ООО «Б» ставит предприятие на налоговый учет и выписывает генеральную доверенность «представителю интересов» ЧАО «Альфа», передавая ему печати, уставные, регистрационные и другие документы на управление ООО «Бета».

Доверенные лица ЧАО «Альфа», получив рычаги управления ООО «Бета», начинают заключать договора, не имеющие целью наступления иных юридических последствий, кроме движения наличности. В этих договорах ООО «Бета» выступает, как правило, подрядчиком, исполнителем определенных работ или услуг, причем никаких «услуг» этим фиктивным предприятием обычно не предоставляется, однако средства от ЧАО «Альфа» по ​​заключенным договорам регулярно поступают.

В дальнейшем, эти средства переводятся в наличные и возвращаются на ЧАО «Альфа» для проведения теневых финансово-хозяйственных операций, например, для выдачи зарплат «в конвертах», для формирования бюджетов «на решение вопросов» в госорганах (то есть - дачи взяток), для выплаты «бонусов» бенефециарам ЧАО «Альфа» и т.п. Кроме того, ЧАО «Альфа» за счет получения фиктивных услуг от ООО «Бета» существенно уменьшает свои валовые расходы и формирует налоговый кредит по налогу на добавленную стоимость.

Характерно, что в дальнейшем «хозяйственная деятельность» ООО «Бета» обязательно привлечет внимание налоговиков, поскольку указанное предприятие только начисляет налоговые обязательства, однако не платит их (или начисляет и уплачивает намного заниженные суммы). Но фактически проверить деятельность такого предприятия будет невозможно, так как единственным должностным лицом является номинальный директор, а по месту регистрации деятельность не проводится. Поэтому налоговым органом ООО «Бета» будет отнесено к предприятиям с признаками фиктивности.

С этого момента у ЧАО «Альфа» и других возможных условных «контрагентов», пользующихся услугами ООО «Бета», начнутся налоговые проверки. Однако до этого времени, год-полтора ЧАО «Альфа» сможет относительно спокойно обналичивать деньги.

Поэтому данная схема привлекательна именно тем, что она очень простая и действенная.

Фиктивные предприятия используются и в процессе мошенничества с финансовыми ресурсами (обманного получения кредитов). Чаще всего создание фиктивных коммерческих структур имеет целью последующее перечисление на их счета денежных сумм, полученных в качестве кредита.

Как идет борьба сегодня

Согласно нормам УПК расследование фактов фиктивного предпринимательства могут осуществлять органы МВД (УБОП, ГСБЭП), расследование уклонения от уплаты налогов осталось в компетенции налоговой милиции. С учетом анализа сложившейся ситуации в Украине, органами прокуратуры вместе с управлениями налоговой милиции ГНС внедрен ряд совместных мероприятий с целью разоблачения фиктивных предприятий.

В отдельных регионах Украины был внедрен механизм введения в круг клиентов фиктивных предприятий под оперативным прикрытием предприятий, которым были предоставлены незаконные услуги по переводу безналичных средств в наличность. Введение таких предприятий осуществлялось в рамках заведенных оперативно-розыскных дел, при этом представители обращались к руководителям фиктивных предприятий по предоставлению услуг по минимизации налогов, перевод безналичных средств в наличные и тому подобное. Все это соответствующим образом фиксировалось оперативными работниками налоговой милиции, после чего указанные материалы оперативно-розыскных дел легализировались и использовались как основное доказательство в уголовном судопроизводстве.

Санкция ст. 205 ч.1 предусматривает ответственность за создание фиктивного предприятия от 500 до 2 000 необлагаемых минимумов доходов граждан – или от 8 500 до 34 000 гривен. Если такие действия совершены повторно, или принесли большой материальный вред – штраф увеличивается до 3 000 - 5 000 необлагаемых минимумов доходов граждан (51 000 – 85 000 гривен).

До 2011 года была предусмотрена также и уголовная ответственность по этой статье, однако ее отменили в рамках декриминализации экономических преступлений.

Таким образом, суммы штрафов мизерные, по сравнению с миллионами, освобожденными от налогообложения. При этом предприятие, решившее создать такой «фиктарь», сможет как минимум год почти без проблем обналичивать миллионные суммы наличными.

Несмотря на то, что в дальнейшем у «обнальщика» из-за фиктивного предприятия, скорее всего, возникнут проблемы с налоговой, работа его квалифицированного юриста и налогового консультанта обеспечивают значительное преимущество над юристами налоговой, которые обычно подходят к вопросам формально, что значительно повышает шансы выйти «сухим из воды» по данному вопросу.

Как можно решить проблему

Как уже было сказано, сегодняшняя практика противодействия фиктивному предпринимательству доказывает несовершенство действующего законодательства по недопущению деятельности преступных субъектов под прикрытием юридических лиц.

Прежде всего, деятельность фиктивных юридических лиц требует анализа и поиска путей предупреждения еще на этапе создания таких субъектов, то есть необходимо определить проблемные аспекты в законодательстве о государственной регистрации, которыми активно пользуются будущие фиктивные субъекты хозяйствования, и предложить пути их преодоления.

Единственная законодательная норма, устанавливающая ответственность за фиктивное предпринимательство – это одна статья в УК. Это не отражает широкой сферы деятельности фиктивного предпринимательства и ограничивает его лишь несколькими признаками. Сложность в применении этой нормы заключается в том, что при квалификации преступного деяния она почти никогда не применяется самостоятельно и обычно такие действия образуют совокупность с другими преступлениями (например, уклонение от уплаты налогов).

Государственная регистрация является одной из наиболее важных процедур, которая непосредственно влияет на развитие предпринимательства и экономики страны в целом. С одной стороны, обновление законодательства в сфере государственной регистрации, предусматривающее создания упрощенной системы госрегистрации предпринимателей, направлено на дебюрократизацию экономики Украины, упорядочение разрешительных и контрольных функций государства в отношении субъектов хозяйствования.

В Чехии, где применялась регистрация юридических лиц по домашним адресам, с 1.07.95 такая практика была запрещена. В Москве (Российская Федерация) для регистрации юридического лица на домашний адрес необходимо получить согласие всех жильцов, однако, вместе с тем, эта норма рассматривается как льгота и применяется только для субъектов малого предпринимательства.

Непременным средством противодействия фиктивному предпринимательству является разработка методики расследования преступлений фиктивного предпринимательства, которая систематизирует и обобщает теоретико-практические знания и значительно помогает правоохранительным органам проводить следственные и оперативно-розыскные мероприятия, конструировать версии и применить специальные знания в процессе расследования таких преступлений. Особое внимание уделяется таким мерам как сбор доказательств, что включает в себя выемку и следственный осмотр документов в качестве доказательств или орудий совершения преступления, дачи показаний свидетелями и др.

Определено, что при обнаружении признаков фиктивного предпринимательства подлежат установлению:

Отсутствие надлежащего сотрудничества между государственными органами, единой базы данных о фиктивных субъектах, общей координации действий при выявлении и раскрытии преступлений фиктивного предпринимательства являются также важными проблемами в процессе предотвращения фиктивному предпринимательству.

Недостатком действующего законодательства является тот факт, что налоговые органы, которые чаще всего сталкиваются с такими преступлениями, законодательно не наделены полномочиями на обращение в суд с иском о признании субъекта фиктивным.

Необходимой и целесообразной мерой борьбы будет разработка единой автоматизированной базы данных о фиктивных предприятия, с общим публичным доступом к ней.

Таким образом, защита государственных органов и легальных субъектов хозяйствования от фиктивного предпринимательства в Украине требует качественного урегулирования, возможно, путем внесения соответствующих изменений в законодательные и подзаконные нормативно-правовые акты, разработку и внедрение новых организационных мероприятий и методов выявления и противодействия деятельности фиктивных предприятий.

Отсутствие эффективного правового регулирования опасного для экономики феномена «фиктивного предпринимательства» является основной проблемой в борьбе с данным явлением, что является составной частью формирования коррупционной «привлекательности» Украины. Существование фиктивного предпринимательства наносит значительный ущерб экономическому развитию Украины и подрывает ее авторитет на международной арене.